Задания на автоматизацию звуков л ль. Занятие по автоматизации изолированного звука. Варианты неправильного произношения звука

Ля-ля-ля
Ле-ле-ле
Лю-лю-лю
Ли-ли-ли
aль - оль - уль - ыль
яль - ёль - юль - иль
яль - юль - иль - ель
оль - ёль - аль - юль
аль - яль - уль - юль
ыль - иль - ель – аль

Автоматизация звука ЛЬ в слогах.

ЛЯ
Поля, ляля, лямка, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска, Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, воля, пуля, неделя, пилят.

ЛИ
Лиза, лист, лифт, липа, ливень, налим, долина, калина, Полина, малина, улитка, Лиса, лицо, лимон, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, наехали, топали, пеликан, великан.

ЛЕ
Лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея, поле, улей, колесо, лежать, летать, ледник, лесник, лечить, лепешка, лебедка, ледоход,

ЛЁ
Лед, лен, Лева, Леня, Леша, легкий, летчик, полет, далекий, колеса, пеленка, селедка, зеленый, соленый, уголек, кошелек, мотылек, фитилек, самолет.

ЛЮ
Колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, Люба, люди, лютик, колючий,колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, любимец.

Автоматизация звука ЛЬ в чистоговорках.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля - на аллее тополя.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - я пилой дрова пилю.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле - стоит лампа на столе.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли - прилетели журавли.

Автоматизация звука ЛЬ в словосочетаниях.

Ливерная колбаса, железная дорога, голодная собака, бальное платье, школьная тетрадь, соломенная шляпа, сливочное масло, настольная лампа, спелый лимон, сладкий леденец, лохматый пудель, белый лебедь, холодное лето, смелые люди, плутовка лиса, белый хлеб, тёплое пальто, белая лилия. баскетбольная площадка, маленький волчонок. жёлтые листья.

Автоматизация звука ЛЬ в предложениях.

У Лены лейка.
Галя и Оля бегали.
Лева и Коля сидели.
Коля сильнее Толи.
Леня полез на липу.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Оля поливает лимон.
Лида любит лимонад.
Леня лепит из пластилина.
У Левы заболели зубы.
Маленькая Оля лежит в коляске.
У Лизы болит левое колено.
Валя и Галя лепили лебедей.
Самолет летит над поляной.
Маленькие лисята бежали за лисой.
Ежедневно я из лейки поливаю тополь клейкий.
Эти тополи и липы сами мы сажали.
Эти клены и газоны сами поливали.
Взгляни, на маленьких совят - малютки рядышком сидят.

Автоматизация звука ЛЬ в связной речи.

Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
В. Лифшиц

Валенки
Валенки у Валеньки
Не велики, не маленьки.
В снег провалились,
А с ног не свалились.
И. Жуков

Лягушата
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат-
Испугались цапли!
А меня они смешат.
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
А. Барто

Алена и Поля.
Алена и Поля ходили в поликлинику. Потом они гуляли на поляне у поликлиники и плели венки. Потом они купили хлеб, вафли и лимоны.

– звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.

Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

Нарушение звука Л бывают разнообразные:

  • Как полное отсутствие звука «Л»,
  • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
  • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм .

Основными причинами нарушения звука Л называют:

  • короткая подъязычная связка;
  • слабость мышц языка;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

Методика постановки звука Л

В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:

Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л , и подкрепляют зрительно:

«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.

С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».

Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:

Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы

Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ал – ал – ал

Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.

Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.

Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:

Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.

Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:

Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.

Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.

Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л» :

Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы

А также по слоговой таблице в определенной последовательности:

Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы

Слова со звуком Л в начале слова:

Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.

Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.

Слова в интервокальной позиции:

Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.

Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.

Автоматизации в словах со стечениями согласных:

кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать

Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):

Лоб лошади
Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник

Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.

Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.

Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):

Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.

Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):

Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.

Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):

Например:

«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой

Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.

Маленькие хитрости:

  • Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
  • Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
  • Если «Л» всегда мягкий:

А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.

Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

Примерная структура логопедического занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
  2. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
  3. Фонематическая работа – 10 минут.

Неправильное произношение звуков “л” и “р” режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция - исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука “л” происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука “л” и для формирования речи, и для уверенности малыша.

Варианты неправильного произношения звука

Есть несколько версий того, как искажается буква “л” при говорении:

  • вместо согласной буквы “л” выговаривается гласная: «ыожка» – «ложка», «ыпша» – «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» – «хотела», «еува» – «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» – «лапша», «рокоть» – «локоть»;
  • вместо “л” на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос – «н».

Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык - получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно - не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при , связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика - это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ - это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап - автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед - Мы сломали велосипед - Она сломала велосипед”.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет - она его съедает.

  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Структура индивидуального логопедического занятия

Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений - залог быстрого освоения звука Л. Важное условие - чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  1. Гимнастика для артикуляционного аппарата - не больше 7 минут.
  2. Постановка звука и автоматизация - 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  3. Фонематическая работа по закреплению - 10 минут.

С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше - полчаса.

Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие - хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, получается гласный звук.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .

Ла - ло - лу - лы
Ло - лу - ла - лы
Лу - лы - лы - ло

лы - лу - ло - ла
ла - лы - лу - ло
лы - ла - ло - лу

ал - ол - ул - ыл
ял - ёл - юл - ил - ел
ал - ял - ол - ёл

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

"Трудные" слова с двумя звуками л :
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Мила ела салат.
Луша взяла лопатку.
Ласточка свила гнездо.
Мама сделала молочную лапшу.
Мила вымыла ладони.
Около палаток лопухи и полынь.
Наступила зима.
Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.
Мила видела слона.
Слава идет в кладовую за веслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя - смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.

Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем повторит предложение целиком.

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).
Володя и Слава плывут на (лодке).
Клава мыла ладони (мылом).
Собака унесла в чулан (куклу).
Володя поехал на (велосипеде).
Михаил смотрел на (глобус).
Павел ловил (голубя).
Павел сел за (стол).

Дядя Михаил коня напоил.
Дедушка Нил поймал рой пчел.
Павел поймал галку.
Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол, и я испугался.
На елке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Дядя Нил повязал галстук и вышел.
Отец поехал на вокзал.

Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Павел пригладил волосы.
Нил получил письмо от Михаила.
Нил сам выгладил полотенце и платки.
Я нашел и положил в банку много червей.
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пес.
Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
Кол около стола, стол около кола.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.

Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
(Снег)

Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,
шапку с головы сорвал и… удрал.
(Ветер)

Кукла Мила.

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Выучи наизусть стихотворения.

Зима.
Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

Солдатик.
Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.
Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

Елка.
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

Белый цвет.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

Заяц белый.
Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.

Переходит к следующему этапу – автоматизации. В свою очередь этап автоматизации делится:

· Автоматизация изолированного звука

· Автоматизация в слогах

· Автоматизация в словах (в начале, середине, конце)

· Автоматизация во фразах

· Автоматизация в связной речи.

Причем все это проводится последовательно и поэтапно.

I . Автоматизация изолированного звука «Л».

Отрабатываем в следующей игре: логопед предлагает ребенку погудеть как самолет: «ллллл» (считается, что ребенок уже познакомлен с этим игровым упражнением на подготовительном этапе и этапе постановки). На данном этапе долго не задерживаемся и переходим к автоматизации в слогах.

II . Автоматизация в слогах.

Для этого предлагаем ребенку следующие игры.

Игра №1. «Лягушачий концерт». (Автоматизация в открытых слогах).

Логопед говорит: «Это лягушата, они отлично произносят звук «Л» и тебя научат. Лягушата устроили концерт. Первого лягушонка зовут Ла. Как поет лягушонок Ла? Второго зовут Ло. Как он поет? Как поют лягушата Лу и Лы?» Ребенок повторяет за взрослым слоги, подписанные под лягушатами, и запоминает, кто как поет. Затем взрослый указывает на лягушат, а ребенок называет слог, который поет указанный лягушонок. В итоге ребенок должен произнести слоги в следующей последовательности: ЛА-ЛО-ЛЫ-ЛУ ЛО-ЛА-ЛУ-ЛЫ ЛУ-ЛО-ЛЫ-ЛА ЛЫ-ЛУ-ЛА-ЛО.

Игра №2. «Прыгающие лягушата». (Автоматизация в обратных слогах, также можно взять и между гласными).


Логопед говорит: «Лягушонок прыгает с кочки на кочку, гоняясь за стрекозой, и произносит слоги. Повторяй за ним». Ребенок водит пальчиком по стрелкам и повторяет слоги за взрослым. «Второй лягушонок прыгает с листа кувшинки на лист лилии, пытаясь поймать комара, и тоже произносит слоги. «Попрыгай» с ним». Слоги, используемые в игре: АЛ-АЛ-АЛ ОЛ-ОЛ-ОЛ УЛ-УЛ-УЛ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ; ЯЛ-ЁЛ-ЮЛ-ЕЛ-ИЛ-ЁЛ-ЕЛ-ЮЛ-ИЛ-ЯЛ-ЮЛ-ЁЛ-ЯЛ-ЕЛ-ИЛ-ЕЛ-ЯЛ-ЁЛ-ЮЛ-ИЛ (ДОПУСКАЕТСЯ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПРОГОВАРИВАЛ СЛОГИ НЕ НА ОДНОМ ВЫДОХЕ).

Игра №3. «Поймай комара». (Автоматизация со стечением согласных).

Логопед говорит: «Лягушата скачут и ловят комаров. Давай поможем лягушатам ловить комаров. Поймаешь комара – повтори слог. Правильно повторишь - молодец, ошибешься – комар улетит, придется снова его ловить». Ребенок показывает комаров и повторяет за взрослым слоги (слева направо, построчно). Слоги, используемые в игре: КЛА-КЛЫ-КЛО-КЛУ СЛА-СЛЫ-СЛО-СЛУ ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ БЛА-БЛЫ-БЛО-БЛУ ГЛА-ГЛЫ-ГЛО-ГЛУ.

III .Автоматизация в словах.

Для автоматизации в словах предлагаем ребенку следующие задания.

Игра №1. «Назови картинку».

Предлагаются ряд картинок, на которых звук «Л» в начале, середине и конце.

Логопед говорит: «Назови что нарисовано на картинках». Ребенок называет картинки, где звук «Л» в начале, затем в середине и в конце. Слова, представленные на картинках: лук, лампа, лопата, лодка, ложка, луна, полка, яблоко, мыло, пила, белка, скакалка, пенал, стул, мел, угол, стол, гол.

Игра №2. «Ла, Ло, Лу, Лы».

Логопед говорит: «Назови предметы на картинке. Предметы, в названиях которых есть слог ЛА, соедини линией с лягушонком Ла. Предметы, в названиях которых есть слог ЛО, соедини линией с лягушонком Ло. Предметы, в названиях которых есть слог ЛУ, соедини линией с лягушонком Лу. Остальные предметы соедини с Лы». Слова, используемые в игре: лапти, лук, колокольчик, юла, ландыш, булавка, пила, калач, ложка, коала, лупа, шило, лыжи, калоши, луна, желудь, вилы, лошадь.

Игра №3. «Найди звук».

Логопед говорит: «Называй предметы по картинкам. Определи, где слышен звук «Л» на схеме под каждой картинкой (ребенок обводит красный кружок в начале, середине или конце слова ). Слова, используемые в игре: лампа, белка, стул, козел, колпак, скалка, волк, лось, лампа, шоколад, ёлка.

Игра №4. «Один - много».

Логопед говорит: «По картинкам назови предметы в единственном и множественном числе ». Взрослый указывает ребенку на картинки, о которых идет речь в предложении. В сложных случаях надо подсказать правильный ответ, ребенок повторяет его за взрослым. После выполнения заданий, проверьте, как ребенок запомнил правильные ответы. Закончи предложения:

У ведра стоит (метла ). У ведра стоят (метлы ). У ведра много (метел ).

На полене лежит (пила ). На поленьях лежат (пилы ). На поленьях много (пил ).

В мыльнице лежит (мыло ). В мыльницах лежат (мыла ). У нас много (мыл ).

Из улья вылетела (пчела ). Из улья вылетели (пчелы ). Вылетело много (пчел ).

На стволе сидит (дятел ). На стволе сидят (дятлы ).

Игра №5. «Кладовка бабы Клавы».

Логопед говорит: «Баба Клава хранит в кладовке продукты и старые вещи. Кто пришел в кладовку? (Баба Клава ). Что надето на бабе Клаве? (платье, платок ). Что на платье у бабы Клавы? (заплатка ). Где баба Клава хранит старые вещи? (в кладовке ). Назови, что хранится у бабы Клавы в кладовке? (сладости, кукла, клубки, яблоки, шашлык, клубника, флаконы, пластинки, слоники, глобус, бутылка, колбаса, полотенце ).

IV .Автоматизация во фразах.


В данном пункте также предлагаем ребенку ряд заданий. Чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно привлечь к играм других детей.

Игра №1. «Повтори за мной».

Просим ребенка повторить за логопедом следующие предложения:

Мила мыла стекла с мылом.

Лада полола лук.

Дятел в елке выдолбил глубокое дупло.

С яблони упало спелое яблоко.

На лавке стояло лукошко.

Лариса для Лады испекла оладьи.

Если ребенку сложно запомнить предложение, можно схематично изобразить и попросить его повторить. Если и это не удается ребенку, то следует задавать вопрос к каждому слову.

Игра №2. «Слово за слово».

Перед двумя игроками раскладываются по 10-15 карточек. Задача участников игры заключается в том, чтобы «переманить» на свою сторону карточки соперника. Игроки составляют предложения, включающие в себя как можно больше слов, проиллюстрированных карточками соперника. Побеждает тот, кто имеет больше карточек.

Игра №3. «Путешествие с ласточками на юг».

На столе раскладываются картинки в виде буквы «П», лежащей на боку. Слева направо: болото, елка, лужа, яблоня, ландыш, дупло, волшебная палочка, скала, лужа.

Вверх (над «лужей»): стрела.

Справа налево: сокол, облако, голубь, инопланетяне, молния, галка, палка, ласточка, солнечный луч.

Игроки поочередно бросают кубик, чтобы определить, сколько картинок можно «пролететь» мимо. Опустив свою фишку – «ласточку» - на какую-нибудь картинку, игрок составляет предложение с соответствующим словом.

V .Автоматизация в связной речи.

В данном разделе предлагаются всевозможные стихотворения, рассказы по картинкам и т. д.

Составление рассказа по картинке: «Звериная школа».

Перед ребенком кладется картинка и он должен составить рассказ.

Это школа для зверят. В классе есть доска, парты, лавки, учительский стол и стул. Лось – учитель. На столе у лося стоит глобус. Лось учит волка, белку и осла. Зверята подарили ему гладиолусы. Начался урок. Волк и белка сидят на лавке за партой. У белки красивый пенал. Осел пишет мелом на доске алфавит . Пчела опоздала на урок. Назови по картинке все предметы, в названии которых есть звук «Л». Расскажи, что изображено на картинке. Что делают герои?

Стихотворения.

Фиалка

В гладиолусах фиалка

Статьи по теме