Проблемы современной школы. В закладки: проблемы современной школы Современные проблемы детей в школе

На ближайшие 11 лет это будет самой главной вашей заботой: школа. Как помочь ребенку, чтобы он хорошо учился, как избежать конфликтов, на что обращать внимание, чтобы не упустить проблему…

Разложим по полочкам и постараемся разобраться. Вот самые частые темы, с которыми родители обращаются к детскому психологу.

Начальная школа

Как понять, что ребенок готов/не готов к школе?

Самый главный параметр, на который я обращаю внимание – физическое развитие малыша . Сильная/слабая конституция, насколько развита координация и мелкая моторика, состояние нервной системы, количество постоянных зубов. Попросту говоря, насколько ребенок созрел для школы физически. Вы, наверное, не помните, но всего 100 лет назад дети шли учиться только в 9 лет, до этого они считались «малышами». Вспомните литературу 19 века: «В комнату вошла маленькая девочка лет восьми». «Она осталась одна с младенцем семи лет на руках». Нормы изменились, а физиология – не очень. Сделайте так называемый «филиппинский тест» : ребенок, у которого уже прошел полуростовой скачок, должен накрывать ладошкой руки ухо с противоположной стороны ЧЕРЕЗ голову. Это подтверждает, что пропорции тела у него уже не младенческие, а ближе у подростковым. Зубы тоже должны начать меняться, хотя бы две дырки должны светиться в улыбке первоклассника.

Хотя родители мальчиков зачастую не хотят прислушиваться к рекомендациям «оставьте его еще на год в детском саду», но я все равно призываю вас не торопиться. Этот последний подготовительный год может оказаться решающим. Разница очень видна, поверьте мне,

когда ребенок готов к школе, он учится с удовольствием и без напряжения, сам делает домашнюю работу, практически не болеет.

А малышок-Филлипок, который вроде бы и читать уже умеет, и считать, но психологически мал и слаб для целого дня в стрессовой обстановке, быстро сойдет с трассы, начинаются бесконечные ОРЗ и слезы по утрам (особенно зимой). Это не учеба, а мучение одно.

Второе, что у всех на слуху, но никто не понимает, что эти слова обозначают: «учебная мотивация преобладает над игровой» . На практике это означает, что ребенок предпочитает читать, слушать, разглядывать, а не возить машинки по ковру, играть в куклы, строить башни из конструктора. И в 6 лет учебная мотивация встречается очень редко, а к полным 7 годам должна (в идеале) быть почти у всех.

На деле, с подготовительной группе детского сада мы видим очень усидчивых, спокойных, внимательных девочек, которые играют «в школу», и крайне подвижных, разболтанных, энергичных мальчиков, для которых проблема посидеть смирно хотя бы 15 минут. И никакие занятия по подготовке к школе не могут эту ситуацию изменить, поскольку речь идет о состоянии нервной системы, а вовсе не о поведении и «правильных привычках».

Отсюда мы переходим к третьему пункту: гиперактивность и дефицит внимания .

Даже если у вашего подготовишки нет диагноза СДВГ (который, скажу сразу, имеет право ставить только детский психоневролог или нейропсихолог с большим опытом работы, и желательно после обследования, а ни в коем случае не садовский психолог или учитель), детей с гиперактивностью, с незрелостью центральной нервной системы в последние лет 15 стало значительно больше. И чтобы ребенку было комфортно в школе, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал, родителям придется приложить дополнительные усилия.

Из области неврологических проблем – дислексия, дисграфия и дискалькулия, т.е. невозможность читать, считать и писать. Именно невозможность, крайняя затрудненность распознавания символов, а не лень, капризы и нежелание учиться. Отличить одно от другого можно, но лучше, если это сделает специалист. Все вышеперечисленные дисфункции исправляются занятиями с нейропсихологом.

Смотрите, что получается.

Чрезвычайно редко учебные проблемы в начальной школе связаны с неправильным поведением, воспитанием или чем-то еще. Чаще всего причина неудач – неврологический статус ребенка, незрелость или повреждение нервной системы, т.е. органические неполадки, которые необходимо обнаружить и исправить (если возможно).

Ну, а если доктора ничего не находят? Тогда стоит подумать, а достаточно ли безопасно психологически ребенку в школе, в семье, нет ли каких-то постоянно действующих источников напряжения: кто-то угрожает малышу, родители ссорятся или проходят через развод, кто-то в семье серьезно болен, родился новый ребенок. Дети сами не могут связать, например, недосып из-за младенца и плохое запоминание на уроках. Не скажу ничего нового, но режим сна и питания оказывает гораздо более сильное влияние на работу мозга, чем мы обычно полагаем.

Средняя школа

К 11-12 годам дети переходят в предподростковый возраст, когда на первое место в их внутреннем мире выходят отношения со сверстниками (а не внутрисемейные, как было раньше). Теперь важно учиться, чтобы быть не хуже других. Или НЕ учиться – чтобы не сочли ботаником. На самом деле, так было раньше. В списке приоритетов современных детей учеба стоит на сто пятнадцатом, примерно, месте. Сразу после «слушаться старших».

Сейчас дети учатся только в каких-то совсем уж экстремальных случаях, мотивировать обычным «учись, а то в ПТУ пойдешь» никого не удается. И этому есть (опять) внятные биологические объяснения.

С точки зрения биологии, подростковый возраст – самое неудачное во всей жизни время для учебы.

Префронтальная кора головного мозга залита густым сиропом из половых гормонов, что делает крайне затруднительным любое целенаправленное действие, запоминание, концентрацию на абстрактных предметах. Единственное, чем занят организм в этот период – поиск подходящего полового партнера. Все. По уму, так следовало бы подростков срочно женить/выдавать замуж в хорошую семью, пристраивать к любой физической работе, учить вести дом и ходить на охоту. Ну, как это было принято во всем мире вплоть до Второй Мировой войны. А кое-где и до сих пор практикуется.

Я понятно объясняю? То, что учителя называют «ленью» или «совсем распустился» - всего лишь сложная и чрезвычайно энергозатратная операция по перестройки всего организма из детского во взрослый. Это требует колоссальных усилий, калорий, строительных материалов. А все вот эти ваши физики-математики, обществоведение и великая русская литература, с точки зрения Матери Природы, не более чем нарисованные ромашки на танке. Не нужно это эволюции.

Поэтому самое главная моя рекомендация родителям подростков: снизьте требования. Вы сэкономите себе кучу нервов, если на время перестанете ЖДАТЬ от своего внезапно выросшего чада прежнего усердия и сметливости. Нет, требовать, чтобы домашнее задание было сделано, и вовремя, и в надлежащем объеме – это святое, это просто обязательно, иначе все полетит под откос. Но вот ожидать, что мальчик будет это все выполнять добровольно и с песнями я бы не стала. Ваше дело – контролировать, заставлять, проверять, а его дело – отлынивать, морочить вам голову, увиливать и валяться на диване.

(Я довольно подробно описала весь процесс в , а скоро будет вебинар на эту же тему. Подробности на сайте.)

Если же ваш ребенок со всей очевидностью не вступил еще в фазу преображения, т.е. не прибавил внезапно в росте и весе, не появились вторичные половые признаки, нет резких колебаний настроения, а учеба все равно съехала?

Или пропустил что-то важное и установочное по болезни, или конфликтует с кем-то в школе, с преподавателем или классом.

Как выяснить?

Самое простое, но неприятное действие: берем учебник, открываем параграф и просим ответить на вопросы в конце. Все сразу становится понятно. Если на вопрос «Чем кислота отличается от соли» ребенок отвечает бодро «Кислота кислая, а соль соленая» (как я в свое время), ясно же, чем он занимался на уроках химии последние полгода? Дальше можете или сами нагонять, или кого-нибудь пригласить в помощь. Не обязательно профессионального репетитора, соседка, старшеклассник, дедушка – инженер со стажем вполне справятся с программой примерно до 8 класса.

Если вы обнаружили, что ребенок в предмете разбирается, но в дневнике одни двойки, а объяснить он ничего толком не может, стоит сходить к детскому психологу. Не знаю, остались ли еще где былинные бабушки-дедушки, которым было можно спровадить страдающее чудовище на выходные, а получить совершенно расколдованного добра молодца. Раньше были. Теперь их место заняли арт- и сказко-терапевты, по сути выполняющие ту же самую работу: выслушать, не перебивая, не оценивая, погладить по спинке, попарить в баньке, уложить на печку и сказать «Утро вечера мудренее».

Может обнаружиться весьма запутанная история болезненных отношений с одноклассниками, тягостная травля, преследование учителем, да хоть бы по национальному признаку. И все это сказывается на учебе.

Если вы абсолютно уверены, что со стороны психологии все в порядке – сходите к врачу, сдайте анализы, просто так, ни с того ни с сего успеваемость не падает. Даже простой гемоглобин может влиять на память, а что уж говорить о зрении или слухе?

Старшие классы

Ко всему вышеперечисленному хочу добавить вот что: завышенные ожидания. Как ни печально, но не всем детям необходимо высшее образование, не всем оно по зубам. Да, кажется – чего там сложного! Но, благодаря все тем же половым гормонам, а также исходным данным, которые заложены генетически, многим детям было бы полезнее и здоровее уйти из школы в профессию после 9 класса. Я видела много таких примеров, когда родители бились до последнего, буквально за шкирку втаскивая ребенка в вуз. Который потом все равно бросался, ибо – «не тяну!». И наоборот, очень и очень благополучные истории, когда в 18 лет человек уже начинал работать, и делал это С УДОВОЛЬСТВИЕМ, потому что «получается!».

Иногда мы (учителя) видим, что по своим интеллектуальным данным ребенок мог бы учиться на отлично, но что-то мешает. Обычно это или депрессия (очень частая в старших классах), или поиски себя. Старшеклассник мечется, не понимая еще как следует, чего от него ожидают, чего он хочет сам. Тут поможет консультация по профориентации, с тестами, с разговорами, с посещением вузов по разным специальностям.

Есть исследования, которые показывают, что наиболее успешными становятся люди, воплощающие мечту раннего детства.

Так что вспоминайте, о чем грезил ваш малыш в возрасте между 3 и 6 годами, и пытайтесь приложить это к сегодняшней реальности.

В общем и целом можно сказать следующее: если у вашего ребенка серьезно снизилась успеваемость

  • Во-первых, сверяемся с возрастными границами
  • Во-вторых, проверяем состояние физического здоровья
  • И только в-третьих начинаем подозревать психологические проблемы.

Выдержки из сочинений школьников

1. Трактор мчался по полю, слегка попахивая…
2. Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только необходимое: картошку, палатку и Марию Ивановну.
3. Умер М.Ю.Лермонтов на Кавказе, но любил он его не поэтому!
4. Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал.
5. Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел.
6. Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина.
7. Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.
8. Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
9. Герасим поставил на пол блюдечко, и стал тыкать в него мордочкой.
10. У Онегина было тяжело внутри, и он пришел к Татьяне облегчиться.
11. Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге.
12. Чацкий вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой.
13. Герасим налил Муме щей.
14. Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.
15. Хлестаков сел в бричку и крикнул: “Гони, голубчик, в аэропорт!
16. Отец Чацкого умер в детстве.
17. Пьер был светский человек и поэтому мочился духами.
18. Под старость лет его приковало к постели раком.
19. Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня.
20. Кабаниха нащупала у Катерины мягкое место и каждый день давила на него.
21. У Ростовых было три дочери: Hаташа, Соня и Hиколай.22. Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся.
23. Душа Татьяны полна любви и ждёт не дождётся, как бы обдать ею кого-нибудь
25. Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк.
26. Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами.
28. Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.
29. Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети.
30. Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже.
31. С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.
32. Герасим ел за четверых, а работал один.
33. Печорин похитил Бэлу в порыве чувств и хотел через ее любовь
приблизиться к народу. Hо ему это не удалось. Hе удалось ему это и с
Максимом Максимычем.
34. У Чичикова много положительных черт: он всегда выбрит и пахнет.
35. Пугачев помогал Гриневу не только в работе, но и в любви к Маше.
36. Шелковистые, белокурые локоны выбивались из под её кружевного фартука.
37. Сыновья приехали к Тарасу и стали с ним знакомиться.
38. Фамусов осуждает свою дочь за то, что Софья с самого утра и уже с мужчиной.
39. Таким образом, Печорин овладел Бэлой, а Казбич – Каракезом.
40. Наташа была истинно русской натурой, очень любила природу и часто ходила на двор.
41. Герасим бросил Татьяну и связался с Муму.
42. Грушницкий тщательно целил в лоб, пуля оцарапала колено.
43. Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.
44. Здесь он впервые узнал разговорную русскую речь от няни Арины Родионовны.
45. Первые успехи Пьера Безухова в любви были плохие – он сразу женился.
46. В результате из Тихона вырос не мужчина, а самый настоящий овца.
47. Кирсанов сидел в кустах, но все, что не надо, видел.
48. Сначала Татьяна горячо любила Онегина, а он её в глаза не видел. Hо когда она похолодела, Евгений решил начать всё снова. Было поздно.
49. Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу увеличился.
50. Когда я прочитал роман Горького “Мать”, то сам захотел стать матерью.
51. Hа поле раздавались стоны раненых и мертвых.
52. В лесу стоял необычайный аромат, и я тоже остановился постоять.
53. Летать на костылях непросто, но он научился. 54. Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь.
55.” На берегу сидела девочка,рядом с ней сидела собака, она была одета в голубое платье и в косыночку в горошек.
56.”Не успела колхозница сойти с трибуны, как на неё взобрался председатель колхоза”
57″Княгиня ехала в карете с приподнятым вверх задом”
58″Мальчик в лодке быстро греб коромыслами”
59″Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот”
60″ В горницу вошел негр румяный с мороза”
61 “У тюленка на голове рос пушок и маленький хвостик”
62 “Гуси летели с голыми ногами”…
63 “Наконец сбылась мечта цветка-он стал голубым”…
64 “Ямщик помыкал лошадью задом.
65 Картина Репина “ждут” -девочки сидели на лодке вверх килем
66 На тему ‘ моя любимая учительница’ Учительница малявалась памадой и мочилась духами.
67 “В то время как Павел Власов на суде плевал на разлагающийся труп царизма, его мать на улице забрасывала этот труп листовками.”
68 “Андрий! – вскричал Тарас. – Чем я тебя породил, тем и убью!”
69 “Дубровский имел сношения с Машей через дупло.”
70″Идет бычок качается, кончает на ходу …”
71″ ……..Перед нами картина Васнецова ” Три богатыря….” Глядя на коня Добрыни Никитича мы видим что он из богатой семьи.. Но лицо коня Алёши поповича не видно- он нагнулся…
72 “В заду у Дубровского кто-то ходил!”
73 “Воины Александра Невского сражались с псами-рыцарями каучуковыми мечами.”
74 “Ленин прибыл в Петроград, произнёс речь с броневика, потом сел на него и поехал штурмовать Зимний дворец.”
75 “В 1968 году крестьянам выдали паспорта и те начали путешествовать по стране.”
76 “Войско Ивана Грозного подошло к Казани и обложило её”
77 “В пещере первобытного человек всё было из шкур животных, даже занавески на окнах.”
78″…Когда к нашему селу подвели газ, всех жителей подключили к газопроводу”.
79 “Девочка съела пирожок вместе с собакой которая бежала за ней”.
80 Из сочинения по “Поднятой целине”. -Во время бунта женщины растащили весь семенной фонд Давыдова.
81 “Лось вышел на опушку леса и завыл от досады”.
82 “По дороге шел Челкаш. Из его разорванных штанин было видно его пролетарское происхождение.”
83 “По небу летели ласточки и громко каркали”
84 “Отело рассверипело и убило Дездемону.”
85 “Дубровский стоял возле окна, заложив рук
87 “На трибуне выступала доярка. После чего на нее залез председатель.”
88 “Семь гномов очень любили Белоснежку, потому что она была добрая, чистоплотная и никому не отказывала”
89 Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором. Hа полу лежал и еле дышал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания. 90 Hа берегу реки доярка доила корову, а в воде отражалось все наоборот.
91 Анна Каренина не нашла ни одного настоящего мужчины и потому легла под поезд.
92 Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта.
93 Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами.
94 Пушкин был чувствителен во многих местах.
95 Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье.
96 Из всех женских прелестей у Марии Болконской были только глаза.
97 Анна сошлась с Вронским совсем новым, неприемлемым для страны способом.
98 “Пушкин не успел увернуться и Дантес разрядил в него всю обойму”
99 Медведи увидели, что постель медвежонка измята, и поняли: здесь была Маша.
100 Кругом было тихо, как будто все вымерли… Какая красота!
101 В комнате громко тикали солнечные часы.
102 “Так как Печорин - человек лишний, то и писать о нем - лишняя трата времени”
103 “Машинист поезда и сам не мог толком объяснить, как очутился на Анне Карениной” 104 “Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Hаташей Ростовой и дал ему год условно”
105 “Мне очень нравится героиня романа Льва Толстого «Война и мир», особенно когда она танцует на балу со Штирлицем”
106 “По двору гуляли куры, утки и прочая домашняя утварь”
107 “Денис Давыдов повернулся к женщинам задом и выстрелил два раза”
108 “Когда русские дружинники вышли на поле битвы, из-за кургана выскочило монголо-татарское иго”
109 “Князю Олегу предсказали, что он умрет от змеи, которая вылезет из его черепа”
110 “Пьер Безухов носил панталоны с высоким жабо”
111 “Всадник пришпротил лошадь”
112 “Дед вылечил зайца и стал жить у него”
113″Его глаза с нежностью смотрели друг на друга”
114 Папа Карло вырубил Буратино”
115 “Творчеству Гоголя была характерна тройственность. Одной ногой он стоял в прошлом, другой вступал в будущее, а между у него была жуткая действительность”
116 “В клетке сидит мой пернатый друг - хомячок”
117 “В лесу было тихо, но за углом выли волки”
118 “Вася приобрел себе собаку, когда он был еще щенком”
119 “Глаза вратаря, как и ноги бегали за мечом”
120 “Девочки шли и дружно хрустели ногами”
121 “Аня, сидя на стуле, спала, и мимоходом ела булку”
123 “Корова - это большое животное с четырьмя ногами по углам”
124 Между ног его висела сабля.
125 Мы спали, но нам не спалось.
126 Мышьяк используется как хорошо успокаивающее средство.
127 На балах он ухаживал за дамами, но скоро ему эти прибаутки надоели.
128 На крыше было много голубей. Человек соpок.
129 На тонкой, увитой сухожилиями шее, моталась обыкновенная голова.
130 На школьном полу валялись разбросанные грязные следы
131 Наши далекие предки делали революцию голыми, босыми, в лаптях.

Как узнать, что проблемы существуют?

На первый взгляд, это может показаться несложным – ребенок придет домой и сам пожалуется на несправедливость. Однако это не всегда так. Дети часто стараются скрыть от родителей школьные конфликты. И у них для этого есть причины. Во-первых, дети боятся обвинений в несостоятельности. Во-вторых, они не хотят огорчать родителей – например, тем, что «не справились».

Поэтому родителям важно почувствовать те немые сигналы бедствия, которые подает сын или дочь. Первый и самый верный признак того, что что-то происходит – резкая смена поведения. Ребенок вдруг отказывается говорить на школьные темы, стал замкнут и мало улыбается. Если школьник вдруг ни с того ни с сего заболевает, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах. Когда уровень стресса становится слишком высоким, детский организм сдает и как верный слуга старается избавить ребенка от лишних визитов в школу.

Причины конфликтных ситуаций

1. Специфика работы учителя.

В психологии это называют профессиональной деформацией личности. Влияние профессии на характер, стиль мышления и эмоциональные реакции испытывают и врачи, и полицейские, и другие специалисты. Педагоги особенно часто подвержены этому влиянию. Дело в том, что учитель – профессия статусная и общественно уважаемая. К сожалению, это практически не отражается на зарплате. Но, тем не менее, мы постоянно слышим об «учительском призвании», о «сеянии разумного, доброго, вечного». Педагог знает, что делает важное и полезное дело, он гордится статусом и не желает спускаться с пьедестала.

Кроме того, школьная система устроена таким образом, что учитель вынужден ежедневно оценивать учащихся. И для этого существует целый арсенал средств, оказывающих влияние на детей и родителей. Отметки, записи в дневнике, публичная оценка в классе, вызовы родителей в школу – все это универсальные инструменты манипулирования. При этом у ребенка нет особого выбора – школьник обязан посещать уроки, даже если конкретный учитель ему не нравится.

2. Семейное воспитание.

Другая область причин школьных конфликтов связана с семьей. Если дома ребенок воспитывался в доверии и раскрепощенной атмосфере, проблемы возникнут почти наверняка. Такому ребенку нетрудно открыто высказывать свое мнение, ему неинтересно механическое повторение материала и тяжело заниматься рутинной работой. Он не видит смысла «делать, как все». Поэтому в школьной системе, привыкшей причесывать всех под одну гребенку, такую семью будут ждать столкновения. Педагоги часто воспринимают такого ребенка как недостаточно воспитанного, а в его свободомыслии видят неуважение и угрозу для собственного авторитета.

3. Требования школы.

В самом начале обучения в школе нередки проблемы, возникающие в результате требований педагога к внешнему виду, к правилам ведения тетрадей и дневника. Приучение к принятому в учебном заведении порядку – процесс непростой. К моменту поступления в школу большая часть детей еще не готова следовать школьным стандартам аккуратности. Однако такие проблемы редко длятся долго и младшим возрастом, как правило, и исчерпываются.

Ситуация. Учитель не любит моего ребенка.

Причина. Глубинная причина подобных проблем лежит, как правило, не в учителе, а в семье. В норме ребенок не должен очень волноваться и требовать от педагога особого отношения к себе. Если ребенок жалуется на «нелюбовь» и сравнивает отношение учителя к себе и к одноклассникам, он переживает неудовлетворение от того, что его, как ему кажется, недооценили.

Совет. Родителям нужно дать почувствовать ребенку, что он любим близкими людьми и защищен в семейных отношениях. Школьнику нужно обеспечить недостающее чувство уверенности в своих силах и помочь повысить самооценку. Возможно, имеет смысл перевернуть конфликтную ситуацию. Поговорите с ребенком, а может ли он сам больше любить учителя? Может быть, стать внимательнее и стараться выполнять его требования к внешнему виду, оформлению работ и чистоте тетрадей?

4. Особенности ребенка.

Другая группа школьных конфликтов гораздо более устойчива. Постоянные проблемы с учителями бывают у детей с гипер- и гиподинамическим синдромом, дисграфией, нарушением концентрации внимания и другими особенностями, при которых нет противопоказаний для получения образования в обычных классах. Такие излишне подвижные или наоборот, излишне неторопливые дети мешают учителю. Ученик отвлекает других детей или отвлекается сам, не успевает за другими, медленно соображает. И учитель старается от него тем или иным способом избавиться.

Ситуация. Ребенок с избыточным весом испытывает эмоциональный срыв (почти перестал общаться в семье, не хочет ходить в школу) после оскорблений учителя физкультуры.

Причина. Чувство унижения, особенно в подростковом возрасте, возрастает в несколько раз, если фразу, которую ребенок считает для себя оскорбительной, взрослые произнесли в присутствии его ровесников. Скорее всего, конфликт возник не из-за одной конкретной ситуации, а стал результатом копившихся проблем.

Совет. Ребенка нужно научить воспринимать вещи под другим углом зрения, помочь повысить его самооценку. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно надежных друзей в классе, которые могли бы его поддержать.

Ошибки родителей

1. Беспечность.

Проблемная ситуация между педагогом и ребенком может возникнуть на любом этапе школьной жизни – в начальной, средней или старшей школе. Напряженные отношения с учителем сильно травмируют ребенка, поэтому не стоит считать, что он справится самостоятельно. Дети еще не окрепли психологически настолько, чтобы в одиночестве выдержать такую интенсивную нагрузку. А сильный стресс в юном возрасте приводит к непредсказуемой реакции – от апатии к учебе до хронических болезней. Да, жизнь – отличный учитель. Однако у ребенка еще будет масса возможностей в этом убедиться. Сейчас же ему нужно просто помочь.

2. Излишние ожидания от учителя.

Многие педагоги придерживаются мнения, что их основная профессиональная задача – учить, а не воспитывать и любить. Такого учителя интересуют результаты обучения и возможность перейти к следующему разделу программы. Так что индивидуальную работу с учениками педагоги могут воспринимать как исключение и дополнительные обязательства, заявляя, что в их функциональные обязанности не входит любовь к каждому ученику класса.

Ребенок, проведший дошкольное детство в любящей семье, может удивляться тому, что его в школе не любят. Для детского мышления это нормально. Однако взрослые понимают, что у любого педагога, даже самого опытного, наступает предел, когда количество гиперактивных и «тормозов» во время урока переходит определенную грань. Кто-то может выдержать одного-двух детей, выбивающихся из общего уровня класса, кто-то – трех-четырех, но больше – вряд ли.

Ситуация. Учитель кричит на детей в классе.

Причина. Их может быть, но все они чаще всего происходят из-за того, что педагог устал, а дети не слушаются.

Совет. Поговорите с другими родителями – не жалуются ли их дети на подобную проблему. Если вы получаете подтверждение, что учитель грубо и на повышенных тонах разговаривает с детьми, то отправляйтесь в школу и поговорите с ним. Многие педагоги корректируют свое поведение, когда понимают, что родители в курсе всего происходящего на уроках. Для детей постарше эта ситуация может послужить в качестве учебного пособия – как выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с теми, кто старше. Подросткам можно рассказать о приемах более спокойного отношения к холерикам и истеричным людям. Такие умения пригодятся во взрослой жизни.

Как решать проблемы в школе

Шаг 1. Дать ребенку чувство защищенности. Для начала обязательно всеми возможными способами поддержите и успокойте ребенка. Даже если вы подозреваете, что, возможно, не прав именно он. Досконально разобраться в ситуации у родителя еще будет время. А пока необходимо снять первый, самый болезненный приступ детского стресса.

Шаг 2. Добиться единства требований в семье. Договоритесь между всеми взрослыми в семье, что и родители, и бабушки-дедушки будут решать возникшую проблему сообща. Единство требований – половина успеха. И если у кого-то появляются собственные амбиции («а мне еще на сентябрьской линейке не понравился этот завуч»), их лучше усмирить для достижения блага во имя интересов ребенка.

Шаг 3. Поговорить с учителем. Даже если вы изначально настроены категорично, нужно пойти в школу и разобраться. Не стоит идти к директору без общения с конкретным педагогом. «Через голову» проблема не решается, а лишь усугубляется.

По пути в школу подумайте, что для вас поход к педагогу – попытка военных действий или предотвращение этой войны? Если второе, то идите с максимальным настроем на позитивный диалог. Задавайте учителю больше вопросов о ребенке, расспрашивайте его обо всех нюансах. Скорее всего, чужое мнение о характере, привычках и манере поведения ребенка вам не понравится. Но попробуйте проанализировать честно высказанную учителем позицию. Возможно, для этого придется психологически отстраниться, как будто речь идет о соседском ребенке, например. Попросите у учителя совета, как вам поступить. Спросите, чем, на его взгляд, могут помочь ребенку в семье.

Шаг 4. Последовать совету учителя. Если советы педагога покажутся вам справедливыми и ценными – делайте. А через 2-3 недели снова зайдите в школу. Спросите педагога, если ли позитивные сдвиги, расскажите, что сделали. И вновь попросите совета.

В чем логика такого поведения? Когда учитель видит, что родители готовы стать его союзниками, это подталкивает педагога к изменению отношения к ученику. Он инстинктивно начинает уделять ребенку больше внимания. Терпеливее ждет ответа от медлительного, чаще поощряет гиперактивного. Ребенок такое отношение педагога сразу считывает и начинает стараться все больше. Как результат - механизм «разоружения» запущен. А отсюда шаг до школьных успехов.

Шаг 5. Сходить к директору школы. Если на уровне педагога проблемы все-таки не решить, сходите на разговор к директору или заместителю директора по начальной (средней) школе. Возможно, ребенка удастся перевести в другой класс. Впрочем, надо быть готовыми к тому, что в условиях одной школы за ребенком и его семьей закрепится слава конфликтных и неуживчивых. А ей всегда сопутствует предвзятое отношение.

Шаг 6. Сменить школу. Переводить ребенка в другую школу – болезненно. Но иногда – просто необходимо. Учителя, которые готовы будут принять вашу семью такой, какая она есть, и помочь ребенку получить образование без травмирующих стрессовых ситуаций – есть. И помните, что школа рано или поздно закончится. А по жизни вы и ваш ребенок должны идти единомышленниками, прощать, любить, поддерживать друг друга и помогать в разрешении возникающих проблем.

Все мы в нашей жизни связаны со школой - все мы прошли через нее как ученики, у многих из нас есть дети, которые или уже учатся в школе, или скоро будут в ней учиться; многие из нас работают в школе, а многие хотели бы туда пойти. В нашей стране очень много разговоров об образовании, о школах, о формах выпускных экзаменов - школьная тема одна из важнейших в нашей жизни. А что важно в самой школе?

Чтобы там ни говорили, важнейшее в школе - это учащиеся, то есть те, для кого школа создана. Представим, что все школьники, следуя советам некоторых учителей, бросили учиться и пошли работать - школу можно будет закрывать, потому что она просто перестанет быть нужной. При этом многие учащиеся совершенно не хотят учиться, что, вполне закономерно, раздражает многих учителей. Но почему дети не хотят учиться? Причин этому много.

Во-первых, многие педагоги неправильно относятся к своей работе и к детям. Учителя считают, что как бы ни было ребенку неинтересно, его нужно заставить знать учебный предмет (при этом каждый учитель считает свой предмет самым важным). Но учителя часто совершенно не считаются с индивидуальными особенностями своих учеников, некоторые из которых, по причине личностного склада не в силах хорошо учиться по данному предмету. Учителя же делают обобщенный вывод - «этот ученик плохой», хотя по другим предметам он вполне может быть одним из лучших. Учителя могут обвинять учеников в том, что они не хотят учиться; говорить, что будут работать с этим учеником только тогда, когда он захочет научиться. Но если он в самом деле захочет научиться этому предмету - он сам сможет добыть нужную информацию, и учитель не будет ему нужен. Задача учителя - увлечь учащихся своим предметом, а не «вдолбить» его в них против их воли.

Во-вторых, школьное обучение сильно оторвано от жизни. В школе в ребенка вкладывается одно, но на улице и дома он сталкивается совсем с другим. Подавляющее число знаний, полученных в школе, не находят применения в жизни, и в том числе поэтому знания эти быстро забываются. Часто к ученикам предъявляются не соответствующие возможностям их возраста требования, поэтому их сложно выполнить. А домашние задания могут отнимать очень много времени, и у человека не останется времени на свободную жизнь, а она тоже нужна - нельзя замыкаться в школе. Обучение в школе очень формализовано, и не все могут уложиться в установленную форму, что тоже создает проблемы для учащихся, обладающих более стихийным складом личности. Все это вызывает ненависть учеников к школе, превращая ее в каторгу. И учиться в школе трудно и неинтересно, поэтому задача, если не облегчить, то хотя бы сделать обучение в школе интересным и соответствующим жизни.

В-третьих, у нас не совсем понятно, чем именно должна заниматься школа. Кто-то считает, что она должна учить (но не понятно, конкретно чему); кто-то считает, что она должна воспитывать (но не понятно, что именно), но точного ответа, что делает школа, никто не может дать. А школа - это фундамент жизни каждого человека; многие именно в школе получили то, что позволило им впоследствии выстроить на этой основе всю свою жизнь; но точно так же многие были сломлены школой и лишены возможности чего-либо добиться. Что же должна делать школа? На наш взгляд, задачи школы следующие:

  1. Показать учащимся мир во всем его многообразии и предложить интересы в этой жизни.
  2. Дать человеку шансы попробовать реализовать себя в том, что он нашел для себя интересным.
  3. Помочь человеку раскрутить себя в сфере своего интереса хотя бы на начальном уровне.

То есть школа должна помочь человеку найти и реализовать себя в жизни. Школа должна сделать так, чтобы ученику было интересно в ней учиться и интересно жить в целом. Но чтобы сделать это, нужна большая и системная работа по улучшению школы, как общественного института. Что же можно сделать в этой области?

Мы выдвигаем несколько предложений:

  1. Сократить число учебных предметов до 7 - 9. При этом сходные по содержанию предметы - объединить в один. Преподавать основы науки, постепенно углубляя сложность подачи материала. Нами предлагается следующий список учебных предметов:
    1. Физкультура.
    2. Русский язык.
    3. Иностранные языки (не менее двух).
    4. Точные науки (математика, физика, химия).
    5. Гуманитарные науки (история, литература и т.п.).
    6. Естественные науки (география, биология и т.п.).
    7. Искусства (музыка, МХК, рисование и т.п.).
    8. Прочие факультативные занятия.
  2. Каждый учебный предмет является обязательным. Каждый предмет может изучаться на одном из двух уровней - углубленном и стандартном. При этом один предмет обязательно изучать на углубленном уровне, и этот предмет ученик выбирает сам.
  3. По каждому предмету сдаются экзамены. Форм экзаменов несколько, и учащийся сам выбирает форму сдачи экзамена. В случае неудовлетворительной оценки - разрешается пересдача экзамена по другим формам, и учащемуся ставится лучшая оценка.
  4. Не допускается мучение учебой. Возможно, учеба длится 4 дня в неделю (в младших классах - обязательно). Количество уроков в день - не более 7 даже в старших классах. Длительность урока - 40 или 45 минут. Длительность осенних и весенних каникул - не менее 10 дней; длительность зимних каникул - не менее 16 дней; летние каникулы - с 26 мая по 1 сентября.
  5. Помимо основных школьных занятий обязательными являются занятия в художественной студии и занятия в спортивной секции. По каждому из этих направлений учащийся должен пройти не менее 53 недель занятий не менее 2 раз в неделю (всего 106 занятий по каждому направлению). Но в случае высоких результатов по одному из направлений, второе направление разрешается не проходить.

Эти преобразования, на наш взгляд, помогут улучшить качество обучения, работы школы, и дадут ученикам новые и широкие возможности для построения своей будущей жизни.

Итоги статьи:

  1. Главное в школе - учащиеся.
  2. Проблемы и зачади школы:
    1. Проблема: неправильное отношение учителей к работе. Задача: учитель должен увлекать учащиеся своим предметом.
    2. Проблема: оторванность обучения от требований жизни. Задача: сделать обучение в школе приближенным к реальной жизни.
    3. Проблема: неясность относительно направления деятельности школы. Задача: помочь учащимся найти себя в жизни.
  3. Основная задача школы - помочь человеку построить основу для своей будущей жизни, которая должна быть успешной и интересной одновременно. Школа не должна давать и заставлять - она должна помогать человеку самому находить себе интересы, занятия и знания.
  4. Нашей школе желательны некоторые преобразования, которые сделают обучение в ней более продуктивным, что поможет решить основную задачу школы. Предложения по этим преобразованиям в нашей статье представлены.

Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».

Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают - «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, - причиной издевательств может стать все, что угодно.

Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете - его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».

Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции - если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.

В этой ситуации вы можете только одно - оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется - отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста - в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно - начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение - не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».

Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей - а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет - что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка - может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама - и удостоверится, что он все знает лучше многих.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» - и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное - получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт - это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Фото - фотобанк Лори

Статьи по теме