У ребёнка мутизм: причины появления, признаки и лечение. Элективный мутизм: причины, проявления и психотерапевтическое лечение Мутизм у детей с умственной отсталостью

Элективный мутизм как у детей, так и у взрослых – это отдельная разновидность такого заболевания как избирательный мутизм. Патология сопровождается отсутствием речи при нормальном, полноценном функционировании речевого аппарата.

Рассмотрим, что представляет собой это заболевание у детей. Основное проявление избирательного мутизма заключается в том, что ребенок может разговаривать только с некоторыми людьми и в определенных ситуациях.

Данное заболевание встречается как среди пациентов взрослого возраста, так и среди детей. Но если у взрослого есть возможность создать для себя оптимальные условия для общения с окружающими людьми, то малыш просто полностью отказывается от разговоров со сверстниками. В таких случаях невозможно обойтись без помощи специалиста.


Отвечая на вопрос, что представляет собой такое заболевание как элективный мутизм, врачи подчеркивают, что это такое заболевание, при котором основным симптомом патологического состояния является немота психологического характера.


В основе патогенеза избирательного мутизма – пассивная агрессия, связанная с тем, что ребенок стремится своим молчанием выразить протест против таких факторов как повышенная опека или родительский контроль, социальные условия.

Во многих ситуациях причины заболевания связаны с психологическими травмами. Ребенок не имеет возможности выразить свое недовольство иным способом, он замыкается в себе и не желает разговаривать с окружающими. Малыш чувствует себя непонятым и никому не нужным, полностью отказывается от того, чтобы установить речевой контакт.

Истерический мутизм считается обратимым состоянием, то есть немота является временной. Чаще всего патология развивается в раннем детском возрасте – от 3 до 8 лет.


При данном расстройстве малыш полноценно, активно разговаривает в домашней обстановке, с близкими и хорошо знакомыми людьми, но полностью отказывается от общения при других обстоятельствах. Значительно реже встречаются формы заболевания, когда дети предпочитают молчать и дома.

Помощь квалифицированного специалиста поможет нормализовать психологическое состояние ребенка и устранить речевые расстройства.

Классификация


Среди основных речевых расстройств у детей мутизм является достаточно распространенным. Формы этого заболевания:

  1. Мутизм элективный – ребенок полноценно, активно общается с родными и близкими, но попав в незнакомую обстановку, полностью отказывается говорить и замыкается в себе.
  2. Акинетический тип – связан с патологическими изменениями в работе нервной системы и головного мозга.
  3. Избирательный тип – малыш может хорошо общаться только с определенными людьми и при определенных обстоятельствах; в других случаях его модель поведения полностью меняется, и он замолкает.
  4. Фобический тип – развивается на фоне психологических травм, сильных стрессов и потрясений.
  5. Апаллический мутизм – одна из наиболее сложных, тяжело протекающих форм заболевания, связанная с патологическими процессами в головном мозге.

Даже при условии правильно подобранного и своевременно начатого лечения ребенок, страдающий апаллическим мутизмом, крайне редко полностью выздоравливает.


Самыми распространенными считаются избирательный и элективный типы патологии. Элективная форма заболевания носит психогенный характер и чаще всего связана со сменой привычной для детей окружающей среды.

Причины элективного мутизма у детей

Селективный мутизм может иметь различные причины развития, связанные с психологическими потрясениями или другими нарушениями в работе организма.


Психологические причины, провоцирующие мутизм у детей:

  • отрицательное отношение к окружающим или конкретному месту;
  • различные депрессивные состояния, сильные эмоциональные переживания;
  • страх продемонстрировать низкий уровень умственного развития или отсутствие каких-либо навыков;
  • малыш стремится показать слабый характер для того, чтобы завоевать лояльное отношение других людей;
  • неблагоприятная социальная обстановка внутри семьи.

Психологическую травму крохе могут нанести различные стрессовые ситуации: расставание родителей, смерть близкого человека или домашнего питомца, переезд в другую страну или переход в другую школу.


Для детей, которые воспитывались в домашней обстановке, стресс может быть связан с привыканием к детскому саду или другому учебному заведению. Знакомство с новым коллективом может вызвать сильный нервный срыв и спровоцировать развитие речевых расстройств.

Основные физиологические причины избирательного мутизма в детском возрасте:

  • ушибы и травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы в головном мозге;
  • опухоли;
  • патологии кровообращения в головном мозге;
  • разнообразные психические болезни (шизофрения, истерия).

Физиологические факторы, провоцирующие развитие детского мутизма, чаще всего связаны с неврологическими нарушениями – появлением доброкачественных или злокачественных новообразований, нейроинфекциями, травмами и гематомами.

Симптомы элективного мутизма


Симптомы избирательного мутизма, развивающегося у детей, связаны с отсутствием речи и нежеланием вступать в речевой контакт. Клиническая картина заболевания напрямую зависит от его формы и степени тяжести. Основным признаком патологического процесса является отказ говорить при определенных обстоятельствах.


Но определенные моменты сопровождают любую форму мутизма. К ним относятся:

  • Сохранение адекватного восприятия окружающего мира, четкое сознание.
  • Отсутствие спонтанной речи, а также стремления к диалогу.
  • Реакция на болевые раздражители.
  • Полноценная двигательная активность.
  • Тревога, возникающая у ребенка при личном обращении.

Селективный мутизм сопровождается агрессивной реакцией на смену привычной обстановки, знакомство с новыми людьми. Ребенок молчалив и замкнут, он стремится избегать окружающих людей, любит находиться в одиночестве. При этом любые речевые нарушения в привычной, домашней обстановке полностью отсутствуют.

Данное заболевание является распространенным не только среди детей, но и людей взрослого возраста. Из-за психологического барьера у пациентов с речевыми расстройствами развиваются социофобия и другие болезни психического характера.

Диагностика


Для того чтобы своевременно диагностировать селективный мутизм, необходима медицинская помощь. Дифференциальная диагностика проводится несколькими специалистами – логопедом, психотерапевтом и неврологом.

Наиболее эффективные и информативные диагностические мероприятия:

  • неврологический осмотр больного;
  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • изучение общей клинической картины.

Часто истерический мутизм имеет большую схожесть с другими психологическими расстройствами – шизофренией, аутизмом, различными шоковыми состояниями, неврологическими патологиями.


Истерический мутизм характеризуется наличием у ребенка завышенной самооценки, желания постоянно находиться в центре внимания и манипулировать людьми. При этом малыш остается нерешительным, он стремится к одиночеству и фантазированию.

Лечение


Элективный мутизм(и другие разновидности заболевания) у детей в крайне редких случаях лечится при помощи лекарственных препаратов. В большинстве случаев врачи прибегают к психокоррекции. Врач-психотерапевт может назначить фармакологические средства:

  1. Антидепрессанты.
  2. Ноотропы.
  3. Нейролептики с противотревожным эффектом.
  4. Тимоаналептики.
  5. Седативные препараты.

Лечение избирательного мутизма у маленьких пациентов практически никогда не проводится при помощи транквилизаторов, так как на сегодняшний день их воздействие на детский организм окончательно не изучено.


Необходимо помнить, что медикаментозная терапия не является основной. Селективный мутизм эффективно лечится методом психологического воздействия. Психокоррекция включает в себя множество элементов – игротерапию, контакт с другими детьми, индивидуальную, семейную и арт-терапию.

В процессе лечения врач учит ребенка активно и спокойно говорить с окружающими, используя разнообразные методы поведенческой терапии. Чрезвычайно важная роль в процессе лечения отводится родителям. Они должны максимальное внимание уделять общению с ребенком, регулярно посещать специальные детские учреждения, предназначенные для адаптации малышей в обществе.

Прогноз и возможные осложнения
Мутизм у детей и эффективность его лечения полностью зависят от формы и степени тяжести заболевания. При своевременно начатой терапии удается достичь полного излечения и восстановления речевой активности.


Во взрослом возрасте болезнь может привести к таким осложнениям как социофобия, невозможность адаптации в трудовой и социальной жизни, формирование психологических расстройств и комплекса неполноценности.

Профилактика

Для того чтобы предотвратить развитие такого заболевания как детский селективный мутизм, необходимо соблюдать несколько простых правил. Родители должны знать основные методы профилактики:

  • внимательно следить за тем, чтобы в жизни ребенка как можно реже присутствовали стрессы и нервные потрясения;
  • при общении с детьми обязательно регулярно играть на свежем воздухе, предлагая различные жизненные ситуации;
  • сохранять здоровый психологический микроклимат в семье;
  • обязательны правила режима дня, регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • рациональное питание.

При появлении первых симптомов речевых расстройств у ребенка обязательно нужно обратиться к врачу. Ни в коем случае не следует пытаться избавиться от проблемы самостоятельно. Своевременное лечение – это залог полноценного развития, здоровья и активности малыша.

Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар.

В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями.

Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей

  • Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;
  • Речевые расстройства. Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта;
  • Расстройства интеллекта. Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ;
  • Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость;
  • Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах;
  • Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания;
  • В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно.

Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа.

Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств. Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами.

Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма:

  • сопутствующие психопатологические отклонения;
  • индивидуальные особенности черт характера ребенка;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • стрессовые факторы;
  • генетическая предрасположенность;
  • социальная сфера внутри семьи.

В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

Лечение элективного мутизма у детей

Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина.

Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации.

В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться.

Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции.

Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

Мутизм у детей представляет собой полное отсутствие вокализации, иными словами – это отказ от речевой активности по различным причинам. В переводе «мутизм» означает «немой», что в полной мере отражает суть заболевания. Своевременное выявление проблемы ведет к быстрому выздоровлению посредством индивидуальной терапии. Данный синдром широко описан в психиатрии и неврологии, где описывается комплекс симптоматических и видовых характеристик данного нарушения.

Зачастую дети крайне озадачивают своих родителей отказом от речи, вследствие чего родителям приходится обращаться к специалистам. Данное заболевание имеет уникальную природу: ребенок прекрасно понимает как речевую, так и письменную речь, не отстает в своем развитии, их личности не свойственна зацикленность на себе как при аутизме, а речевые отделы не имеют локальных функциональных нарушений, если болезнь не вызвана травматическим процессом. Зачастую недуг относят к невротическому комплексу, то есть истерическая направленность личности из-за диссонанса с окружающим миром выражается немотой.

Что вызывает мутизм?

Психологические причины такого явления крайне разнообразны, поэтому каждый пациент рассматривается и изучается в индивидуальном порядке. Чаще всего встречается так называемый «протест против всего мира» - молчание в такой ситуации становится формой выражения обиды или агрессии. Провоцировать такие чувства могут разнообразные факторы, но чаще всего это следствие:

У ребенка попросту нет отдельного пространства для свободного выражения столь негативных чувств, и он перестает произносить что-либо.

В группе риска находятся застенчивые дети, дети, у которых сложная обстановка в семье, ребята с проблемами в артикуляции и когнитивной сфере, что вызывает у них некоторое смущение и т.д.

Иногда в истоке проблемы стоит серьезное заболевание, и тогда мутизм выступает одним из элементов симптоматического комплекса. Немота ребенка может говорить о: поражениях головного мозга, развитии шизофрении или детского аутизма, сильном депрессивном состоянии.

Симптоматический комплекс

Говоря о симптомах данного недуга можно описать ряд дополнительных, так называемых прикладных проявлений, возникающих на почве молчания, что и выступает основным выражением болезни. Стоит отметить, что самая распространенная форма заболевания – это элективный мутизм, при котором вокализация не пропадает полностью, здесь ребенок может избирательно говорить, например, только с родителями . Среди остальных симптоматических проявлений могут присутствовать изменения таких сфер:

  • проблемы клинико-психиатрического характера . В рамках психогенных новообразований могут встречаться: частые депрессии, тревожные состояния, паталогическое состояние базального недоверия к миру, а так же страхи социального аспекта на уровне фобий, встречаются энурез, энкопрез, гиперактивность и нервные тики;
  • комплекс речевых нарушений . Здесь имеется в виду не молчание малыша, а уровень развития его речи. Диагностика осуществляется по стандартизированным подходам с использованием определенных методик, однако методы измерения развития речи подбираются индивидуально для каждого пациента. Все зависит от того сможет ли испытуемый общаться с врачом для оценки его вербальной активности и ее качественных особенностей. Если нет возможности проверить данный процесс посредством разговора, то для исследования принимаются записи голоса пациента в условиях его активного проявления, например, дома с родителями, исследование письменной речи, а так же батарея скрининговых методик для описания рецептивной речи;
  • интеллект. Невозможно говорить о полной сохранности интеллектуальной функции при различных нарушениях речи. Так же совершенно невозможно утверждать, что нарушения интеллекта будут локальными.

Исследования невербальными методологическими инструментами помогли выявить средний показатель IQ для больных данной категории – он составил 85 баллов. Исследования исключенной выборки, не имеющей аналогичного заболевания, показало средний шкальный результат в 100 баллов. Данные показатели не могут претендовать на абсолютный константный вид, однако принято считать как специфическую черту протекания мутизма заниженный уровень интеллекта у больных детей.

  • социализация. Процесс адаптации, в обществе усложненный недоверием к окружающим, как к ровесникам, так и к взрослым, выражается в ограничении вербального общения;
  • личность больного ребенка . Относительно типизации детей с данным недугом существует множество теоретических расхождений, описывающих различные личностные особенности и закономерности в выборке с данным контингентом.Обращаясь к личности можно явно фиксировать лишь нарушение волевой активности как психического процесса. Таким детям свойственна гиперволевая направленность, выражающаяся в категорическом нежелании поддерживать речевую активность с людьми не из доверенного круга.

Фотогалерея: дополнительные симптомы мутизма

Специфика лечения мутизма у детей

Одним из врачей, способных оказать помощь при мутизме, является невролог

Для обследования и постановки диагноза следует обратиться к специалистам, а в данной ситуации компетентную помощь смогут оказать такие профильные врачи как:

  • психолог/психотерапевт;
  • клинический психотерапевт/психиатр;
  • логопед;
  • невролог.

Если ребенок не начал говорить до трехлетнего возраста, то это не повод чрезмерно беспокоиться. Особенность формирования процесса вербализации происходит по-разному у каждого ребенка и рубежным возрастом в такой ситуации является именно три года. Отсутствие речи до данного возраста принято считать нормальным, это явление описывается как несимметричное формирование психических процессов, основанное на особенностях функциональной асимметрии головного мозга у разных детей.

Ввиду достаточной специфичности заболевания методы лечения таких пациентов могут быть самыми разными, однако стало давно привычным ориентироваться на поведенческие (бихевиоральные) подходы психотерапии . Терапия включает несколько этапов, осуществляя системный подход в лечении детей данного контингента:


Элективный мутизм - это отдельный вид избирательного мутизма, когда человек разговаривает только с определёнными людьми, при определённых обстоятельствах и находясь в определённых условиях. Вопреки распространённому заблуждению, такой вид мутизма встречается и у взрослых и у детей. Только элективный мутизм у детей более заметен, а сами дети не обладают всеми правами взрослых. Взрослый может подобрать под такую особенность определённый вид работы, социальных отношений и получится, что он просто имеет право с теми общаться, а с теми не общаться вербально. Ребёнок же, который отказывается от общения со сверстниками и учителями, сразу признаётся проблематичным, поскольку это имеет непосредственное отношение к его обучению в школе. Поэтому достаточно быстро родителям настоятельно рекомендуют обратиться к специалистам.

Вот что обозначает элективный мутизм

У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой. К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц. Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего. Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же». Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену». Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал. Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет. Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то. С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться. А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства - это жизнь на всём готовом.

Элективный мутизм — это социально-тревожное расстройство, связанное с построением системы самоидентификации

Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации. Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях - наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам. Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.

Элективный мутизм, что это такое?

Если кто-то задастся целью изучать не саму проблему, а отношение к ней, то увидит массу противоречащих сведений. В основном в качестве причин указываются:

  • сверхценное поведение , связанное с негативным отношением к месту, личности, коллективу;
  • социофобический эффект - тоже самое, но наоборот. Ребёнок боится показать свой низкий уровень развития интеллекта или самой речи;
  • истерический аспект - ребёнок стремится привлечь к себе внимание, создать имидж слабого, чтобы по отношению к нему был сформирован щадящий режим психических и других нагрузок;
  • депрессивное состояние - низкий витальный тонус, заторможенность.

Разумеется, возможно и рассмотрение комплексных причин. Выделяют ещё и такие причины, как страх услышать свой голос, уход в себя в силу реактивной депрессии, пассивно-агрессивную форму, когда молчание представляет собой способ враждебного отношения к окружающим.

Отсюда и сложности с выработкой конкретных методик терапии. Сразу отметим, что в наиболее серьёзных формах детям с элективным мутизмом назначают препараты. Делать это нужно только в том случае, когда уровень социальной адаптации стал наиболее низким. Мы бы вообще этого не делали, или делали с учётом очень большого ряда факторов.

Одной из причин элективного мутизма может быть депрессивное состояние

Кто-то назначает хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и даже, хоть и в небольших дозах, феназепам. Это относится к тем случаям, когда ребёнок слишком взволнован от нахождения в школьной среде. Мы транквилизаторы просто не любим и в терапии стараемся избегать. В любом случае, если транквилизаторы, то в них нет никакого смысла, если ребёнок не получает никакой информации, у него не вырабатывается никаких навыков общения.

Так же дают ноотропы, тимоаналептики, мягкие нейролептики противотревожного действия, антидепрессанты. Можно сказать, что используется весь арсенал психоактивных средств. Из него выбирается что-то уместное для данного случая и подбираются умеренные дозировки. Мнение автора - всё это имеет смысл, если состояние юного пациента мешает самой психотерапии: он слишком замкнут, построил слишком большую сверхценную идею и т. п. Нужно помнить, что лечение проводится амбулаторно, ребёнок посещает школу, и воздействие на его психику любых веществ может оказаться совершенно непредсказуемым.

Элективный мутизм у детей: коррекция

Знающие люди говорят, что проблема не так страшна, как кажется. Оговоримся, что при диагностировании нужно исключать отсталость в умственном развитии, детскую шизофрению, аутизм, возможные органические заболевания. В подавляющем большинстве случаев это не доставляет особого труда, поскольку другие расстройства или заболевания всегда имеют свои собственные симптомы.

Применяют самые разные методики и подходы. Свои плоды дают семейная и индивидуальная психотерапия, тренинги общения, арт-терапия, игротерапия, интегративная психотерапия. Многим детям намного проще проиграть свои внутренние противоречия и страхи, представить их каким-то образом, даже создать увеличенные или уменьшенные проекции своих переживаний в виде каких-то образов.

Игротерапия — хороший метод лечения элективного мутизма

Практика показывает, что ребёнка гораздо сложнее научить использовать определённые методы в ходе жизни. К примеру, он не станет дышать каким-то образом, если его одолевают определённые чувства. Во многом это связано с тем, что рекомендации что-то изучить и использовать в ходе жизни дети воспринимают так же, как и школьные домашние задания. Ну и отношение соответствующее. Поэтому максимум внимания нужно уделять самим сеансам психотерапии, строить их на игре и всём том, что ребёнка может искренне заинтересовать.

Дети вполне продуктивно относятся к обучающим беседам и довольно активно реагируют на элементы психоанализа. Конечно, им и слова такого знать не обязательно. Однако случай из практики. У первоклассника была явная социофибия с элементами мутизма. Не то, чтобы он негативно воспринимал школу или одноклассников, учителей. Просто необходимость пойти в первый класс вырвала его из привычного мира. Однажды это вызвало стресс, и справиться сам с ним он не мог. Это может показаться очень странным, но мальчик активнейшим образом помогал психотерапевту воссоздать картину этого первого стресса. Более того, он только и ждал, чтобы кто-то помог изменить ассоциации. Всё получилось достаточно успешно. В определённый момент он сам понял, что всё это время хотел оказаться в школе, но не мог побороть впечатления и устраивал скандалы перед каждым походом в школу.

Дети достаточно часто сталкиваются с элективным мутизмом

Родители были необычайно удивлены. Вдруг всё изменилось. Как будто проблем и не было. А работа оказалась до удивления простой. Мальчик в состоянии совсем мягкого транса представил себе свой страх. Потом попросил его больше не являться, и страх послушался. Иногда у детей можно поучиться. Взрослым сделать тоже самое намного труднее, а психика ребёнка ещё не обросла рамками множества ограничений и установок.

– психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Причины элективного мутизма у детей

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность , застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР , дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами , нейроинфекциями, гематомами , опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке , тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии , вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития , нарушения артикуляции, дизартрии , фобии , тики, депрессия, энурез , энкопрез .

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога , психолога , логопеда , окулиста , отоларинголога , сурдолога , дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм . Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения . Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия , направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные . Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии , артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

Статьи по теме