На какие деньги жили советские диссиденты. Знаменитые писатели, которые были диссидентами Первые диссиденты

Время поэтов

Культурная революция времен «оттепели» стартовала 28 июля 1957 г., когда начался Всемирный фестиваль демократической молодежи и студентов. Москву заполонили молодые и настроенные на общение иностранцы, открылись выставки искусства, через которые в СССР ворвался авангард, на параде мод можно было приобщиться к яркой одежде чуть ли не всех стран мира. Советской культуре было чем ответить. Москва поражала гостей грандиозным балетным шоу на стадионе в Лужниках, красочными шествиями по улицам Москвы, архитектурным и пропагандистским фасадом советской системы. Импульс Фестиваля привел к необратимым последствиям для лириков. Гости разъехались, а атмосфера осталась - пение под гитару, вышедшая из под контроля мода «стиляг», художественный андеграунд, попиравший нормы «социалистического реализма», поэтические вечера.

Новое поколение обычно утверждается в противоборстве с прежним. Политика «оттепели», строившаяся на критике предыдущего правления, очень этому способствовала. Новые литературные герои - скептики или правдоискатели, но в любом случае недоверчивые к старшему поколению, преклонившему колена перед Сталиным, - вызывали восторг у юных читателей и опасения и непонимание большинства «старших товарищей».

В сентябре 1956 г. в «Юности» вышла «Хроника времен Виктора Подгурского», которая положила начало откровенной «исповедальной» молодежной прозе. Если сначала ее авторы исследовали психологию молодежи, то вскоре они перешли к «правде-матке» в стиле критического реализма. Бдительных цензоров шокировало, например, описание улицы Горького в повести А. Гладилина «Дым в глаза». Центр Москвы - это «Бродвей», «выставка тщеславия», «скопище хорошо одетых „пижонов“ и „чувих“». Цензор понимал, что в этом есть доля правды, но Гладилин не обличает негативные явления и тем как бы легализует их. Его герой, как и принято в исповедальной прозе, откровенно плюет на коммунистические идеалы: «Это страшная вещь, когда ты среди миллионов… Страшная вещь - наша жизнь. Чтобы как-то пробиться, быть чуть-чуть заметным, надо 20–30 лет работать, как черт, с потом и кровью. И только тогда добьешься известности». Сейчас такое мнение о советском обществе звучит, как комплимент. Это общество справедливо. Но молодому человеку хочется быстрых путей, и он начинает не любить общество, где нужно много трудиться, чтобы чего-то добиться. Несмотря на все эти откровения, Гладилин не пал жертвой преследований, и его повесть вышла в «Юности» в конце 1959 г. - просто указанные цензурой места пришлось убрать. Но «душок» остался.

Одна часть молодежи, подобно доктору Живаго, требовала от власти одного - «отстань от меня». А другая, напротив, хваталась (подобно герою В. Розова из «В поисках радости») за отцовскую шашку, чтобы напомнить обмещанившимся предкам об идеалах революции. И неизвестно, что было страшнее для власти.

Глава Главлита П. Романов с возмущением писал в ЦК 22 января 1960 г. о поэме Е. Евтушенко «Считайте меня коммунистом». Перечисляя недостатки советского общества, молодой поэт утверждает, что они несут угрозу наследию Октябрьской революции. Советские чиновники хорошо помнили, как троцкисты говорили о перерождении революции.

Но больше всего П. Романова возмутило другое. Поэма Евтушенко вышла в свет в № 2 за 1960 г., причем, в отличие от случая с Гладилиным, «после замечаний цензуры редакция, вместо того, чтобы предложить автору коренным образом переработать поэму, внесла лишь частичные исправления, которые не меняют ее идейной направленности». Новый градус «оттепели» - стало возможным обойти цензуру.

Передовые рубежи борьбы с новой напастью удерживала охранительная критика. Е. Евтушенко был награжден критиками званием духовного вождя стиляг, В. Аксенов - циников, а авторы фильма «Застава Ильича» - тунеядцев. Все это молодежное течение, как утверждали охранители, «вбивало клин» между отцами и детьми.

В 1959–1960 гг. литературная молодежь на некоторое время стала главной проблемой цензуры. Глава Главлита с ужасом пишет о том портрете молодежи, который Вознесенский рисует в стихотворении «Последняя электричка». В ней едут «мальчики с финками, девочки с фиксами», «кругом гудят как в таборе гитары и воры». Это - «оскорбительный выпад против всей нашей молодежи». Но Вознесенский не просто отдает дань блатной лирике как одному из проявлений советского критического реализма, он ведь выход предлагает - свои стихи, которые уврачуют социальные язвы, оказавшиеся не по зубам государству. Вот опустившаяся падшая девушка:

Стоит - черты испитые.

На блузке видит взгляд

Всю дактилоскопию

Малаховских ребят.

Молодые «нигилисты», формировавшие поколение «шестидесятников», время от времени получали поддержку старших прогрессистов. Когда Евтушенко оказался под огнем критики, руку поддержки ему протянул опальный прежде Шостакович, положив на свою музыку фрагменты «опальной» поэмы «Бабий Яр».

В то же время известно, что между Твардовским и молодыми литераторами существовал некоторый холодок, вызванный сначала эстетическими причинами. Твардовский считал, например, что Евтушенко талантлив, но небрежен и «самоупоен». Позднее к эстетическим претензиям Твардовского добавились и политические: «Для добрых людей такое явление, как Солженицын, это манифест. Но для таких, как наши молодые, это - что с гуся вода…» У них были свои манифесты.

Гражданская лирика была популярна как никогда с 20-х годов, воскрешая романтические революционные мифы. Поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский и Р. Рождественский были вершителями юношеских дум. Детская страсть к писанию стихов превратились в фактор общественной жизни. Юные непризнанные поэты искали свою публику и нашли ее на площади.

29 июля 1958 г. в Москве открыли памятник Маяковскому на площади его имени. На церемонии поэты читали стихи. Но когда официальная часть закончилась, к микрофону шагнул неизвестный герой из публики, и стал читать Маяковского. Собравшимся это понравилось, и к микрофону выстроилась очередь. В итоге договорились собираться и читать стихи - уже не только Маяковского. В это время поэтические вечера вообще были в моде, но впервые они происходили без контроля официальных структур на открытом воздухе. Но советские люди не видели в этом ничего крамольного. Причем не только молодежь, собиравшаяся у памятника, но и «старшие товарищи». «Московский комсомолец» 13 августа похвалил начинание. Между тем молодежь на «Маяке» перешла к чтению собственных стихов, вспыхивала полемика - как бы о стихах, но и об их общественном содержании.

Осенью инициатива заглохла, 1959 год прошел тихо, а вот в 1960 году чтения на «Маяковке» (или коротко - «Маяк») возобновились по выходным. Содержание стихов некоторых поэтов стало гораздо более радикальным - все же прошло еще два года «оттепели». Собиралось до 15 тысяч человек. В кулуарах спорили уже и о политике. Хрущев комментировал эту ситуацию: «Говорят: там были и хорошие. Хорошие были, а аудитория была на стороне тех, кто против нас выступает». Соответственно, отношение властей стало иным.

Начались задержания радикальных чтецов. Но сотрудники «органов» плохо себе представляли, какие стихи дозволенные, а какие нет. Тогда было решено закрыть «рассадник». А он не закрывался.

Чтобы борьба с молодыми поэтами не выглядела новыми репрессиями, полицейской операцией, к ней привлекли комсомольские оперотряды, в том числе молодых рабочих. Им объяснили, что предстоит борьба с бездельниками и антисоветчиками, и заводские парни действовали жестко. Но оперотрядовцы столкнулись с сопротивлением.

Теперь за спиной поэтов стояли молодые организаторы, обеспечивающие защиту мероприятия от дружинников. Костяк группы составляли участники подпольных политических и литературных объединений, многие из которых позднее примут участие в диссидентском движении (А. Иванов («Рахметов»), А. Иванов («Новогодний»), В. Осипов, Э. Кузнецов, В. Хаустов, Ю. Галансков, В. Буковский, И. Бокштейн и др.). «Эти люди постоянно приходили к памятнику, приглашали и приводили своих знакомых, ограждали поэтов и чтецов от бухих работяг и комсомольских оперотрядовцев. Словом, „держали“ место.

Довольно быстро в этой пестрой компании стало заметно деление на две группы - „политиков“ и „поэтов“. Политики хотели оформить людей с „площади Маяковского“ в некое оппозиционное движение, „поэты“ предпочитали заниматься чистым искусством.

Идеологической базой „политики“ выбрали „анархо-синдикализм“. Во все той же Исторической библиотеке Иванов и Осипов нашли свободно выдававшиеся книги Ашера Делеона „Рабочие советы в Югославии“, французского анархо-синдикалиста Жоржа Сореля „Размышления о насилии“, Бакунина „Государственность и анархия“, Каутского „Против советской России“». Этот идеологический багаж Иванов («Новогодний») и Осипов пропагандировали на «квартирниках» маяковцев. 28 июня 1961 г. Осипов представил товарищам платформу подпольной организации (см. Главу VIII).

В годовщину смерти Маяковского 14 апреля 1961 г. произошло побоище. Площадь запрудил народ, гулявший в честь полета Гагарина. Было много нетрезвых. А дружинники попытались устроить очередной разгон. Молодые защитники «Маяка» стали отбиваться, и развернулась драка с участием случайных прохожих.

Нажим на радикальных поэтов усилился. Площадь оцепляли, на квартирах организаторов «Маяка» проводили обыски, одного из них, забияку В. Буковского оперотрядовцы подкараулили и избили.

При этом Буковский контактировал со структурами ВЛКСМ, обсуждал возможности его преобразования (позднее тезисы Буковского по этому вопросу были представлены как антисоветский документ), организовывал с помощью комсомольских каналов альтернативную художественную выставку. Эта деятельность напоминала работу политических неформалов середины 80-х гг., но в 60-е гг. власти в итоге пресекли это движение. По мере приближения съезда партии они действовали все более жестко. Если сначала присуждали «сутки», то в октябре арестовали несколько участников, которые вели антисоветские разговоры (в том числе и такие, которые сочли террористическими - см. Главу VIII).

«9 октября Маяк дал последний бой - вечером мы провели чтения по всей Москве», - вспоминает В. Буковский.

Трое активных организаторов чтений - И. Бокштейн, который «агитировал против советской власти любого, кто соглашался его слушать - даже бойцов комсомольских оперотрядов», будущий «самолетчик» Э. Кузнецов и будущий издатель национал-христианского журнала «Вече», а ныне анархо-синдикалист В. Осипов, обвиненные в антисоветской пропаганде, подучили 5–7 лет лагерей.

Позднее был арестовано еще несколько организаторов «Маяка», в том числе и Буковский, его предпочли квалифицировать как параноика и отправить в спецбольницу.

Сначала Буковского и других инакомыслящих даже радовало, что вместо лагеря им предстоит «дурка», но оказалось, что психлечебница - жестокое испытание не лучше тюрьмы. Несмотря на это, как мы увидим, некоторые противники режима и в дальнейшем предпочитали оказаться там, а не в лагере.

«Маяковка» придала новый импульс еще и самиздату. Политические тексты и литературные произведения перепечатывались и распространялись отдельно, а организаторы «Маяковки» стали делать сборники - по образцу популярных в это время толстых литературных журналов. Молодой журналист А. Гинзбург, участник чтений у памятника, собрал стихи непризнанных поэтов и опубликовал их в альманахе «Синтаксис». Сборник был иллюстрирован видным альтернативным художником из «Лианозовской группы» Е. Крапивницким. В 1959–1960 гг. вышло три номера со стихами Б. Окуджавы, И. Бродского, Н. Горбаневской. Тираж достигал 300 экземпляров, что много для машинописного издания, которое распространяется из единого центра (в середине 60-х гг. образуется сеть перепечатки самиздата, которая будет подхватывать и множить тексты годами).

В июле 1960 г. Гинзбург был арестован, но политическое дело ему решили не шить, посадили за подделку документов на два года исправительно-трудовых лагерей - «максимальный срок, несмотря на незначительность преступления (подделка справки для сдачи экзамена за товарища) и полное отсутствие корыстных мотивов в его действиях».

Участники «Маяка» выпустили также сборники «Коктейль» и «Бумеранг». Ю. Галансков выпустил в 1961 г. толстый (200 стр.) альманах «Феникс». После разгона «Маяка» его участники выпустили в 1962 г. два номера журнала «Сирена».

Когда «Маяк» был разгромлен, публичные поэтические чтения продолжались, но уже под крышей. Их символом стали вечера в Политехническом музее, которые были организованы Горьковской киностудией для съемок фильма М. Хуциева «Застава Ильича». Официально организованные чтения с обсуждением были сенсацией, билеты туда распространялись ВЛКСМ, но любители новой поэзии пытались проникнуть с улицы. Евтушенко рассказывал с высокой партийной трибуны, какой конфуз вышел: зал полупустой, а на улице многотысячная толпа жаждущих войти в Политехнический. Бюрократия опять все сделала «как всегда». Ждали прибытия каких-то еще молодых рабочих, которые не доехали. На предложения заполнить зал публикой комсомольские чиновники отвечали: «Неизвестно, что это за люди». «Маяк» научил чиновников бдительности. Так чтения и шли в полупустом зале, но в фильме получилось все как надо. С той же трибуны В. Аксенов рассказал, какое потрясающее впечатление сцена фильма о поэтических чтениях произвела за рубежом, показав напряженную духовную жизнь страны. Апелляция к зарубежным мнениям - опасный аргумент, и Аксенов продолжает с пафосом: «Любые попытки представить нашу литературу, как литературу нивелированную, догматическую должны разбиваться о факты. Любые попытки представить нашу литературу, как литературу ревизионистскую, тоже должны разбиваться о факты… Наше единство в нашей марксистской философии, в нашем историческом оптимизме, в нашей верности идеям XX и XXII съездов. Напрасны попытки некоторых недобросовестных критиков представить нас как нигилистов и стиляг… Я благодарен партии и Никите Сергеевичу Хрущеву за то, что я могу с ним разговаривать, за то, что я могу с ним советоваться. Мы хотим говорить с отцами, и спорить с ними, и соглашаться в разных вопросах, но мы хотим также сказать о том, чтобы отцы не думали, что у нас в карманах камни, а знали, что у нас чистые руки. (Аплодисменты.)».

Кино уехало, маститые молодые поэты тоже, а площадка Политехнического осталась и некоторое время там шли чтения и обсуждения.

Молодые поэты, талант которых был признан официально, пытались заступиться за уличных чтецов.

Защищая «Маяк» перед лицом партийных руководителей, Евтушенко утверждал, что сама аудитория давала там отпор, если кто-то начинал читать «пасквильные стишата» (это - преувеличение, но возможно Евтушенко сознательно пользовался тем, что прогрессисты и наружка КГБ по разному оценивали «пасквильность»). Соответственно, разгон «Маяка» был представлен поэтом как абсурдный и вредный для режима произвол: «Так что сделали товарищи из райкома, товарищи с красными повязками на рукавах? Они несколько вечеров подряд приезжали и очищали аудиторию, вытаскивали читающих стихи. Одну девочку вытащили, которая читала „Люблю“ Маяковского. Они решили, что это она сама написала и что такие стихи нам не нужны. И вообще на площади Маяковского вечера прекратились».

Возмутимся вместе с поэтом - режим боится сборища, где читают стихи Маяковского и других, менее канонических поэтов. Прошли годы, рухнул коммунистический режим. Оковы пали, и свобода… Но не советую поэтам собираться у памятника Маяковского читать стихи без санкции градоначальства. ОМОН может кости намять. И уж теперь не будут разбираться, нужны нам такие стихи или не нужны.

Евтушенко оценивает разгон «Маяка» как капитуляцию перед «подонками», которым можно было дать идейный отпор. Но чиновники-то понимают, что и Евтушенко, и «подонкам» нужно одно и то же - чтобы чтение стихов еще и дискуссией сопровождалось. И на этой дискуссии прогрессисты и радикалы, для порядка покусывая друг друга, вцепятся в бюрократию.

Произвол власти породил законное возмущение общественности. Но абсурдным он не был, так как «Маяк» действительно был центром консолидации и практическим тренингом молодых оппозиционеров, будущих диссидентов.

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Возвращение в Панджруд автора Волос Андрей Германович

Стена поэтов. Юсуф. Мулла Бахани. Успех Тот мальчишка, что при первой встрече насмешливо интересовался насчет баранов, оказался вовсе не мальчишкой. Юсуф был младше всего на два месяца. Просто тонкая кость, малорослость и какая-то детская просветленность, то и дело

Из книги Вражий питомец автора Батюшков Константин Николаевич

Арфа скальда Стихи русских поэтов о Севере Константин Бальмонт Исландия Валуны и равнины, залитые лавой, Сонмы глетчеров, брызги горячих ключей… Скалы, полные грусти своей величавой, Убеленные холодом бледных лучей. Тени чахлых деревьев и море… О, море! Волны, пена и

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

8. Литературные безделицы из других греческих поэтов В одном из своих стихотворений Праксилла, жизнерадостная и обладающая практической мудростью поэтесса, рассказала о похищении Хрисиппа Лаем, а в другом – о любви Аполлона к Карну.Как передает Афиней, Стесихор,

Из книги Железный Шурик автора Млечин Леонид Михайлович

СРЕДИ ПОЭТОВ И НЕПРИЗНАННЫХ ГЕНИЕВ В Воронеже был крупный университет, медицинский институт, педагогический, сельскохозяйственный… Но Шелепин твердо выбрал знаменитый до войны Московский институт истории, философии и литературы (ИФЛИ), созданный в тридцать первом

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Дело четырех поэтов (Сергей Есенин) Еще одной жертвой большевиков-космополитов в 20-е годы оказался другой известный человек – поэт Сергей Есенин. Оппоненты объявили его апологетом «царской крестьянской России», «певцом кулачества» и «попутчиком социализма». Поскольку

автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. – Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя Федора

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Взгляды науки и русского общества на Петра Великого. – Положение московской политики и жизни в конце XVII века. – Время Петра Великого. – Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы. – Время Елизаветы Петровны. – Петр III и переворот 1762

Из книги Ришелье автора Левандовский Анатолий Петрович

СОБРАНИЕ ПОЭТОВ Мы входим в тот недолговечный период, когда наша поэзия была наиболее разнообразна и богата… Можно считать, что в эту эпоху все во Франции были поэтами. Клебер Геданс На протяжении трехсот лет Французская Академия, исключительную судьбу и постоянство

Из книги Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900-1910) автора Креспель Жан-Поль

Место встречи поэтов Незадолго перед тем как покинуть «Бато-Лавуар» и «по-буржуазному» устроиться у подножия Холма на бульваре Клиши, Пикассо написал мелом на двери мастерской: «Место встречи поэтов».Точнее не скажешь.Большинство его друзей-французов, сыгравших роль

Из книги Греческая цивилизация. Т.2. От Антигоны до Сократа автора Боннар Андре

ГЛАВА V ПИНДАР, ВЛАДЫКА ПОЭТОВ И ПОЭТ ВЛАДЫК Боюсь, что в недалеком будущем Пиндар будет доступен лишь для немногих специалистов-эллинистов. Этот «певец кучеров и кулачных боев» - как оскорбительно и очень несправедливо назвал его Вольтер, выбравший самые худшие слова,

Из книги История русской философии автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава XXIII. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ПОЭТОВ СИМВОЛИСТОВ I. АНДРЕЙ БЕЛЫЙИз поэтов-символистов следующие четыре поэта писали больше всего по философским вопросам: Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Н. М. Минский и Д. С. Мережковский.Андрей Белый (1880–1934) известен под этим литературным

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

Цех друзей-поэтов В. Дукельского и Б. Поплавского Им было всего по семнадцать лет, когда они оказались в Константинополе в 1920 году. Наверное, тогда и обращались-то к ним знакомые и малознакомые люди запросто, называя просто «Володей» и «Борей». Один из них, Владимир

Из книги Тайны смертей русских поэтов автора Куропаткина Марина Владимировна

Марина Куропаткина Тайны смертей русских поэтов

Из книги История Угреши. Выпуск 1 автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Лубянка - старая площадь автора Бредихин В Н

СОТНИ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ, «БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ» В ТЮРЬМАХ И ЛАГЕРЯХ! Только от одного этого факта даже меня, старого каторжанина, жуть берет, тем более что среди погибших - немало моих друзей. А сколько вышло физически и морально искалеченных, сколько таких, которые уже не

8 октября 1925 года родился писатель Андрей Синявский, с политического процесса над которым, собственно, началось диссидентское движение в СССР. Об Андрее Синявском и других известных писателях-диссидентах мы и расскажем.

Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский закончил филологический факультет МГУ в 1949 году. Творческий путь начинал как литературовед. Понимая, что созданные им художественные произведения по идеологическим соображениям в СССР никогда не будут опубликованы, Синявский пишет под псевдонимом Абрам Терц роман «Суд идет», повесть «Любимов», статью «Что такое социалистический реализм?» и передает их для публикации на Западе.

Осенью 1965 года Андрей Синявский и его друг, тоже писатель, Юлий Даниэль, были арестованы по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. Процесс над писателями, вошедший в историю как «Процесс Даниэля и Синявского» был первым громким политическим делом той эпохи. С него, собственно, и началось масштабное диссидентское движение в СССР.

На суде ни Синявский, ни Даниэль виновными себя не признали. В их защиту выступили известные советские деятели культуры - поэт и переводчик Якобсон, литературные критики Буртин и Роднянская, писатели Корнилов, Паустовский, Копелев. Особую роль в попытке спасения литераторов сыграла Лидия Корнеевна Чуковская. 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади состоялся даже митинг в поддержку Синявского и Даниэля – совершенно неслыханное в те времена дело! Среди участников митинга был и другой известный диссидент Владимир Буковский.

Но судьба Синявского была предрешена. В феврале 1966 года Андрей Донатович и Юлий Даниэль были приговорены к 7 годам лагерей. Уже после суда появилось так называемое «письмо 63-х»: за невинно осужденных литераторов вступились практически все, кто составлял цвет тогдашней советской культуры – Богуславская, Окуджава, Тарковский, Чуковский, Самойлов, Эренбург и т.д. Это письмо даже было опубликовано в «Литературной газете».

Тем не менее Андрей Синявский отсидел в Дубровлаге вплоть до июня 1971 года. Его письма к жене из лагеря позднее легли в основу знаменитого романа «Прогулки с Пушкиным». «…ни на шарашке, ни лагерным придурком, ни бригадиром я никогда не был. На моем деле, от КГБ, из Москвы, было начертано: „использовать только на физически тяжелых работах“, что и было исполнено,» - писал, в частности Андрей Донатович жене.

После освобождения Андрей Синявский получил приглашение на работу в Сорбонну. Советские власти отпустили писателя во Францию. В эмиграции Андрей Донатович преподавал русскую литературу в Сорбонне, издавал вместе с женой с 1978 года журнал «Синтаксис», много писал. Наиболее известные его книги периода эмиграции - «Опавшие листья В. В. Розанова», «Спокойной ночи», «Иван-дурак». Умер Андрей Синявский в Париже в 1997 году.

Юлий Даниэль

Поэт, прозаик, переводчик Юлий Даниэль писал под псевдонимом Николай Аржак. Его самая известная книга – антиутопия «Говорит Москва». Как и другие произведения Юлия Даниэля, она была опубликована на Западе. В СССР недавнему фронтовику Даниэлю разрешалось зарабатывать на жизнь только переводами.

О процессе над Даниэлем и Синявским мы уже рассказали подробно. Все, что происходило с Андреем Синявским, относится и к Юлию Даниэлю. Только приговорили Даниэля к 5 годам лагерей.

Юлий Даниэль был освобожден в 1970 году. Жил и работал в Калуге – занимался переводами под псевдонимом Юрий Петров. Затем вернулся в Москву, где и умер в 1988 году.

В 1991 году дело Даниэля и Синявского было пересмотрено. Состава преступления в их действиях не обнаружили. Однако никто из виновных в неправедном суде наказания не понес.

Виктор Некрасов

Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году в Киеве. Прошел всю войну, был ранен. Вышедшая в 1946 году в «Знамени» повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» принесла ему не только Сталинскую премию, но и подлинно народную славу.

По этой повести был снят в 1956 году фильм «Солдаты» - одна из первых крупных работ в кино Иннокентия Смоктуновского. Также по сценариям Виктора Некрасова были сняты фильмы «Город зажигает огни» и «Неизвестному солдату».

Диссидентская деятельность Некрасова началась в 1959 году с повести «Кира Георгиевна» и выступления на страницах «Литературной газеты» с предложением увековечить жертв фашизма, расстрелянных в Бабьем Яре в Киеве. Виктора Платоновича начали обвинять «в организации сионистских сборищ». В 1966 году Виктор Некрасов подписал письмо крупных деятелей науки и культуры СССР против идеи Брежнева о реабилитации Сталина. Примерно в то же время писатель побывал в Италии, Франции и США, написав о своих поездках очерки. Некрасов был обвинен в «низкопоклонничестве перед Западом». Виктора Платоновича исключили из партии. Писатель понимал, что дальнейшая жизнь и творчество в СССР для него невозможны.

В 1974 году Некрасов с семьей получили разрешение на эмиграцию. Жили в Швейцарии, затем во Франции. Виктор Платонович работал заместителем главного редактора журнала «Континент», сотрудничал с парижским бюро радио «Свобода».

В начале 80-х годов Виктор Некрасов был лишен советского гражданства «за деятельность, несовместимую с высоким званием гражданина СССР». Умер писатель во Франции в 1987 году.

Владимир Максимов

Это одна из самых поразительных человеческих и писательских судеб XX века. Прекрасного прозаика Владимира Емельяновича Максимова, на самом деле, звали Лев Алексеевич Самсонов. Его отец пропал без вести в самом начале войны. 11-летний мальчик сбежал из дома, сменил имя и фамилию, бродяжничал по охваченной войной стране.

Периодически Максимова ловили, отправляли в детские дома или в колонии для несовершеннолетних преступников – в зависимости от того, при каких обстоятельствах был пойман беглец. Несколько лет Владимир Максимов, осужденный по совершенно уголовным статьям, провел в лагерях.

После очередного освобождения в 1951 году Владимир Максимов поселился на Кубани, стал публиковать свои стихи, очерки, прозу в местных газетах. В 1956 году Владимир Емельянович приехал в Москву с намерением стать серьезным писателем. «Жив человек», «Баллада о Савве», «Мы обживаем землю» - Некрасова публикуют, он становится известен, его принимают в Союз писателей СССР. Виктор Емельянович мог стать успешным, ладящим с властью советским писателем.

Но «в стол», точнее, для самиздата Владимир Максимов пишет совсем иные вещи - «Карантин» и «Семь дней творенья». В 1973 году Владимир Емельянович исключен из Союза писателей и помещен в психушку. Что такое была карательная советская психиатрия, сегодня уже никому объяснять не надо.

Выйдя на свободу, Максимов эмигрировал во Францию. Здесь он основал и был главным редактором журнала «Континент». За годы, проведенные в эмиграции, Владимир Максимов написал и издал такие крупные произведения, как «Ковчег незваных», «Прощание из ниоткуда», «Кочеванье до смерти».

Владимир Максимов ушел из жизни в 1995 году в Париже, похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.


Во Союза далеко не всё население было довольно действующей властью. Диссидентами называли людей, которые не поддерживали политические взгляды окружающих, а также Они являлись ярыми противниками коммунизма и плохо относились ко всем, кто этого хоть как-то касался. В свою очередь, правительство не могло игнорировать диссидентов. Диссиденты в СССР открыто заявляли о своей политической точке зрения. Порой они объединялись в целые подпольные организации. В свою очередь, власти преследовали диссидентов по закону.

«Политический диссидент»

Диссиденты в СССР были под строжайшим запретом. Каждого, кто к ним относился, могли запросто отправить в ссылку и нередко даже расстрелять. Однако подполье диссидентов длилось только до конца 50-х годов. Начиная с 1960 и вплоть до 1980 годов, имело значительный перевес на общественной сцене. Термин «политический диссидент» доставлял правительству много хлопот. И это неудивительно, так как они доносили до общественности своё мнение практически в открытую.

В середине 1960 годов о том, что такое «диссидент», знал уже практически каждый гражданин, и не только СССР, но и зарубежья. Диссиденты распространяли листовки, тайные и открытые письма на множество предприятий, в газеты и даже в государственные инстанции. Также они старались по мере возможности отправлять листовки и заявлять о своём существовании другим странам мира.

Отношение правительства к диссидентам

Итак, что такое «диссидент», и откуда же появился этот термин? Его ввели в употребление вначале 60-х для обозначения антиправительственных движений. Также часто употреблялся термин «политический диссидент», но изначально его использовали в других странах мира. Со временем и сами диссиденты в Советском союзе стали себя называть.

Порой правительство выставляло диссидентов настоящими бандитами, причастными к терактам, таким, как взрыв в Москве в 77-м году. Однако это было далеко не так. Как и у любой организации, у диссидентов были свои правила, можно сказать, законы. Можно выделить главные из них: «Не применять насилие», «Гласность действий», «Защита основных прав и свобод человека», а также «Соблюдение законов».

Главная задача диссидентского движения

Основной задачей диссидентов являлось информирование граждан о том, что коммунистический строй изжил себя и на смену ему должны прийти стандарты из западного мира. Свою задачу они выполняли в различных формах, но зачастую это было издание литературы, листовок. Диссиденты иногда собирались в группы и проводили демонстрации.

Что такое «диссидент» было известно уже практически во всём мире, и только в Советском Союзе их приравнивали к террористам. Их часто называли не диссидентами, а просто «антисоветчиками» или «антисоветскими элементами». На самом деле многие диссиденты именно так себя и именовали и часто отрекались от определения «диссидент».

Александр Исаевич Солженицын

Одним из самых активных участников данного движения был Александр Исаевич Солженицын. Диссидент родился в 1918 году. Александр Исаевич состоял в обществе диссидентов на протяжении не одного десятилетия. Он являлся одним из самых ярых противников советского строя и Советской власти. Можно сказать, Солженицын был одним из зачинщиков диссидентского движения.

Заключение диссидента

Во время Второй мировой войны он отправился на фронт и дослужился до звания капитана. Однако он стал не одобрять многие действия Сталина. Ещё во время войны он вёл переписку с товарищем, в которой жестко критиковал Иосифа Виссарионовича. У себя в документах диссидент хранил бумаги, в которых сравнивал сталинский режим с крепостным правом. Данным документов заинтересовались сотрудники "Смерша". После этого началось расследование, в результате которого Солженицын был арестован. Его лишили капитанского звания, а в конце 1945 г. он получил срок.

В заключении Александр Исаевич провёл почти 8 лет. В 1953 году его освободили. Однако даже после заключения он не поменял своё мнение и отношение к Советской власти. Скорее всего, Солженицын только убедился, что инакомыслящим людям в Советском Союзе приходится нелегко.

на легальную публикацию

Александр Исаевич выпустил много статей и произведений на тему советской власти. Однако с приходом к власти Брежнева он был лишён права на легальную публикацию своих записей. Позднее сотрудники КГБ изъяли у Солженицына все его документы, которые содержали антисоветскую пропаганду, однако даже после этого Солженицын не собирался прекращать свою деятельность. Он стал активно заниматься общественными движениями, а также выступлениями. Александр Исаевич пытался донести до каждого, что такое «диссидент». В связи с этими событиями советское правительство стало воспринимать Солженицына как серьёзного врага государства.

После того как книги Александра были выпущены в США без его разрешения, он был исключен из общества писателей СССР. Против Солженицына была развязана настоящая информационная война в Советском Союзе. Антисоветские движения в СССР всё больше и больше не нравились властям. Таким образом, в середине 1970 годов на совет был вынесен вопрос о деятельности Солженицына. По окончании съезда было решено арестовать его. После этого 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован и лишён советского гражданства, а позднее его выслали из СССР в ФРГ. Сотрудники КГБ лично доставили его на самолёте. Спустя два дня был издан указ о конфискации и уничтожении всех документов, статей и любых антисоветских материалов. Все внутренние дела СССР теперь были под грифом «секретно».

Специально для ОУ Алексей Макаров вспомнил важнейшие события в истории диссидентского движения в Советском Союзе.

Июль 1958 года

Открытие памятника Маяковскому в Москве и начало неофициальных встреч молодежи на площади у памятника. Многие участники поэтических чтений впоследствии станут известными диссидентами.

1959–1960 годы

Александр Гинзбург издает три номера самиздатского поэтического журнала «Синтаксис», в которых публикуются большинство известных российских поэтов середины XX века - от Ахмадулиной до Бродского.

1–2 июня 1962 года

Демонстрация рабочих с протестом против повышения цен в Новочеркасске. На разгон митингующих брошены войска. Несколько десятков человек убиты.

Февраль–март 1964 года

Арест в Ленинграде поэта Иосифа Бродского по обвинению в «тунеядстве»; приговор - 5 лет ссылки. Освобожден в сентябре 1965 года благодаря многочисленным, но непубличным действиям интеллигенции, а также давлению мировой общественности. Неофициальная запись процесса, сделанная журналисткой Фридой Вигдоровой, положит начало новому жанру самиздата.

5 декабря 1965 года

«Митинг гласности» на Пушкинской площади в связи с арестом в сентябре 1965 писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, публиковавшихся под псевдонимами за рубежом. Считается отправной точкой диссидентского движения.

22 января 1967 года

Владимир Буковский организовывает демонстрацию на Пушкинской площади с протестом против принятых новых политических статей Уголовного кодекса, в т. ч. статьи 190-3 «Организация или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок», а также в связи с арестом единомышленников (Александра Гинзбурга, Юрия Галанскова и др.). Буковский и его товарищи будут осуждены по тем статьям УК, против которых они протестовали.

11 января 1968 года

Лариса Богораз и Павел Литвинов выпускают в связи с процессом над Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым, Алексеем Добровольским и Верой Лашковой обращение « », утверждая в обществе идею, что права человека не являются внутренним делом государства.

30 апреля 1968 года

Выходит первый выпуск правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий» (последний датирован 31 декабря 1982). Беспристрастный тон и фактографическая точность сделали его стержнем диссидентского движения. Со всеми выпусками можно ознакомиться по ссылке: http://www.memo.ru/history/diss/chr/index.htm .

25 августа 1968 года

«Демонстрация семерых» на Красной площади с протестом против вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Участница демонстрации (и первый редактор «Хроники текущих событий») поэт Наталья Горбаневская составит документальный сборник «Полдень» о демонстрации и процессе над ее участниками.

20 мая 1969 года

Создана первая правозащитная ассоциация в СССР - Инициативная группа защиты прав человека. Адресатом ее посланий будет Комиссия по правам человека ООН.

4 ноября 1970 года

Андрей Сахаров, Валерий Чалидзе и Андрей Твердохлебов основывают правозащитную экспертную организацию - Комитет прав человека.

1971 год

Академик Андрей Сахаров (уже известный как автор «Размышлений о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе») посылает «Памятную записку» генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу с предложением демократических реформ.

1972–1973 годы

Усиление давления на правозащитников в России и Украине. Арестованные Петр Якир и Виктор Красин дают в ходе следствия и на суде признательные показания, что приводит к приостановке выхода «Хроники текущих событий» и временному кризису диссидентского движения.

12–13 февраля 1974 года

Арест, предъявление обвинения в «измене Родине» и высылка в ФРГ писателя, лауреата Нобелевской премии (1970) Александра Солженицына, чей «опыт художественного исследования» «Архипелаг ГУЛаг» вышел в декабре 1973 года в Париже.

30 октября 1974 года

Впервые отмечается День политзаключенного СССР. В Москве проходит пресс-конференция для иностранных журналистов, в политических лагерях - голодовки.

Октябрь 1975 года

Академику Андрею Сахарову присуждена Нобелевская премия мира.

12 мая 1976 года

Создание Московской общественной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. В дальнейшем Хельсинкские группы возникают в Литве, Грузии, Украине и Армении, а также в западных странах. В Хельсинкском акте обращалось внимание на взаимосвязь прав человека и международной безопасности.

1976–1978 годы

Создание специализированных правозащитных ассоциаций: Христианского комитета защиты прав верующих в СССР, Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях, Инициативной группы защиты прав инвалидов.

22 января 1980 года

Андрей Сахаров задержан в Москве по дороге на работу, специальным указом Верховного совета СССР лишен всех государственных наград и без суда выслан в Горький (город, закрытый для посещения иностранцами).

6 сентября 1982 года

Трое последних членов Московской Хельсинкской группы (Елена Боннэр, Софья Каллистратова, Наум Мейман) заявляют, что она прекращает свою деятельность из-за репрессий.

8 декабря 1986 года

После многодневной голодовки с требованием освободить всех политзаключенных в Чистопольской тюрьме умирает правозащитник, автор книги «Мои показания» Анатолий Марченко.

16 декабря 1986 года

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев звонит в Горький на квартиру академика Сахарова (накануне туда специально был проведен телефон) и сообщает ему о разрешении вернуться в Москву. Сахаров требует освобождения всех политзаключенных в СССР.

Январь–февраль 1987 года

Начинается процесс освобождения политзаключенных. Многих из них заставляют подписывать обязательства «не нарушать советских законов».

Одной из главных проблем протестной оппозиции является полное отсутствие информации, на что живут её вожди. В советское время лидеры диссидентов тоже нигде не работали, но было хотя бы известно, из каких фондов оплачивалась их деятельность. Только один Солженицын имел капитал в банках на 8 млн. рублей.

Как уже не раз писал Блог Толкователя, зимний протест «креативного класса» выродился до шутихи: несколько десятков человек «оккупируют» то один газон, то другой. Да и то в Москве – регионы, которые зимой протестовали даже активнее, чем столица, заняты на садово-огородных работах. Сегодня, в это затишье, снова пришла пора спросить с вождей «белоленточной коалиции» - а на что они живут.

Это важно знать по нескольким причинам. Во-первых, и это главное, данные вожди на протяжении уже нескольких месяцев талдычат одну и ту же мантру про «жуликов и воров», про нечистоплотность власти. Следовательно, лидеры оппозиции должны быть на порядки честнее своих оппонентов. «Брал взятки Шувалов? А я не беру, и живу на одну зарплату (или пенсию родителей, или на выручку от своего магазинчика). Патриарх Кирилл отстроил дворец на черноморском побережье? А я живу в двухкомнатной хрущобе, с двумя детьми и кошкой. Рамзан Кадыров купил золотой «Хаммер»? А у меня «Жигули» десятилетней давности».

Во-вторых, это суживает возможность власти шантажировать вождей. Многие помнят историю, как «армянское радио» обнаружило магазин Навального на Рублёвке, в котором, якобы, из-под полы торговали водкой. Ладно, либерально-буржуазного лидера, как «своего», возможно, власть не тронет. В первый раз. А во второй скажет – «давай-ка, дружок, пиши расписку о сотрудничестве, а не то уедешь в лагерь за мошенничество и легализацию преступно нажитых средств».

В-третьих, такая открытость информации о доходах и расходах вождей оппозиции может привлечь к ним новые десятки тысяч сторонников, особенно русских европейцев, для которых важна абсолютная цивилизованность и чистоплотность лидера. Ну а если окажется, что лидер оппозиции не жирует, присосавшись к Трубе, за ним могут пойти и сотни тысяч автохтонов. Кто забыл – именно на таком пренебрежении к привилегиям, катаясь в трамвае и «Москвиче», в конце 1980-х сыграл будущий президент Ельцын.

Но до сих пор ни один из вождей «Белой ленты» не отчитался о своих доходах и расходах. Более того, неоднократные призывы сделать это, вызывают у них злобную реакцию (как это было в случае с Яшиным, который на полном серьёзе огрызался, что живёт на стипендию аспиранта и репетиторством). Но эти люди должны понять, что раз они пришли в политику, то должны быть готовы стать полностью «прозрачными, вплоть до мелких деталей личной жизни. Блог Толкователя предлагает лидерам «белоленточной» оппозиции вывесить свои декларации о доходах и расходах хоть на сайте той же «Доброй машины», или в свои аккаунтах в соцсетях, да хоть в нашем блоге (Блог Толкователя обязуется принять эти отчёты и вывесить их без всяких комментариев). Было бы очень правильно, если бы нашу инициативу поддержал низовой состав «бело-, красно-, зелёно- и прочих окрасов лент» оппозиции.

Ну а пока перейдём к рассказу о прошлом, о духовных отцах нынешней оппозиции – диссидентах брежневско-андроповского времени. Которые были не в пример своим духовным детям более открытыми в плане доходов-расходов.

(Проводы писателя Войновича в эмиграцию)


Но сначала напомним почти о полной схожести той политико-оппозиционной среды и нынешней. Вплоть до деталей. И это хороший урок молодым олухам, которые расточаются в медовых восторгах об уникальности той или иной инициативы или действий нынешней оппозиции. Как и сегодня, власть в те времена особенно страшила рабочая, левая оппозиция. Блог Толкователя , как при Хрущёве она была почти полностью уничтожена. «Диссиденты-интеллигенты приватизировали историю протестного движения в СССР. Но на самом деле в 1950-60-е годы эпицентр этой борьбы был в среде рабочего движения – на них приходилось абсолютное большинство из 3 тысяч протестных групп. Основное их требование – возврат к ленинской демократии. Некоторые совмещали это и с призывом дружить с США. Уничтожив их, власть породила в среде диссиды либерализм и фашизм (основанный в СССР грузинами)», - говорилось в той статье.

Т.е. концу 1960-х, как и сегодня, бразды правления в диссидентском движении захватили либералы и отчасти националисты (не только русские, но и западно-украинские, прибалтийские, крымско-татарские и пр.) – как и сегодня в «Белой ленте». Показательно, что по итогам протеста на Болотной 6 мая уголовные дела были возбуждены против анархистов, антифашистов. И ни одного либерала. Хорошо ещё, что левые создали кассу взаимпомощи, из которой помогают сидельцам.

Существовала такая Большая Касса и в советском диссидентском движении. В некоторые годы (особенно в конце 1970-х) в ней скапливалось до 1,5 млн. рублей. Если учесть, что тот, советский рубль, был в 100-120 раз весомее нынешнего, по современной выкладке это составляло бы более 150 млн. рублей (или 5 млн. долларов).

«Забот у Фонда было непомерно много, под его опеку попадали подследственные, отбывающие срок в тюрьмах, лагерях и ссылках, поднадзорные, узники психиатрических лечебниц и оставшиеся малолетние дети, престарелые родители всех этих категорий репрессированных.

Нужно было составлять списки необходимых лекарств, добывать эти лекарства, хранить и доставлять тем, кому они предназначались. Те же хлопоты с продуктами для передач и посылок заключенным, для снабжения едущих на свидание родственников. Нужно было находить и оплачивать адвокатов, доставать билеты на поезда, самолеты и пароходы едущим на свидание. Особо важно было помогать зацепиться за жизнь тем, кто, отбыв срок заключения, освобождался и по приговору не имел права жить в больших городах. Как правило, нужно было кому-то сопровождать женщин, едущих на свидание с детьми, пожилых родителей. Фонд практиковал посылки к праздникам Рождества и Пасхи всем детям своих подопечных…

Постоянную помощь от Фонда получают около 3 тысяч бывших узников совести ГУЛАГа в России», - писал один из диссидентских лидеров Ходорович.

Из каких же средств складывался этот диссидентский Фонд? Как и сегодня, значительную часть составляли пожертвования с Запада (сейчас это называется «гранты»). Вот одна из росписей таких поступлений (пестрит идеологическими штампами, но и сегодня сводки агитпропа полны ими же – просто пропускайте мимо глаз):

«В распоряжении суда оказались «деловые» письма, касавшиеся финансирования подрывной работы в СССР. Эзоповским, точнее, конспиративным языком, и всё о деньгах. Вот письмо Великановой сообщнику в США М. от 29 октября 1979 года. Довольно склочного содержания. Речь идёт о способах пересылки денег в СССР для поддержания «дела», которым была занята Великанова, - подрывной работы. Письмо подлежало пересылке конспиративными каналами.

«И по почте письма, - пишет она, - ты уж если дела какие записывай себе куда-нибудь, чтобы не путать. А то в письме июльском (м. б., начало августа, даты нет) ты пишешь: «Звонил Григорий, спросил чтоб он поискал там у себя ещё открыток 12 штук. 2 отдай маме» (цитирую буквально) 15/VIII ты пишешь, что послал ей ко дню рождения подарок. «Если ты ей еще не передала два пакетика из семи (?!), то отдавая, скажи, что это те самые». A 27/VIII: «Рад, что тебе понравились открытки. Мне сегодня звонил Алик и мы решили послать сообща побольше 4 пачки по 32 штуки в каждой. Но тебе столько не нужно. Все не разошлешь, так что поделись с Арин и др.».

На первый взгляд безобидно - идёт разговор об «открытках», может быть, даже с живописными видами. На деле конспирация. «Потому я и взяла 1200 рублей, - продолжает Великанова. - Раньше я их не получала, так что твои слова: «Рад, что тебе понравились открытки» - не знаю, что обозначают. Сейчас я просила ещё 3200. Ну, а еще 3 раза по 3200 (4 пачки). Там, видимо, не будет. Там остаётся, кажется, еще 5-6 тысяч. И я думаю, что не надо пока больше торопиться. Это не уйдет. В фонде деньги есть. И все время ходят слухи о денежной реформе, так что мы боимся, что сов. деньги на книжках (тем более не на книжках) могут пропасть... А в дальнейшем разговор о деньгах давай вести проще. Напиши, чтоб я сделала Кольке от тебя подарок рублей на... Цифра пусть будет тоже на два порядка меньше и лучше круглая (пусть не круглая будет у тебя в долларах). И маме проси также сделать подарок на такую-то сумму. А я сложу эти цифры и прибавлю два нуля. А если в фонд - скажи, что посылаешь для меня и моих родственников посылку на такую-то сумму (цифра означает сов. деньги двумя порядками меньше). И скажи, какую часть посылки с Колей мы можем забрать себе. Ты нас обеспечил на год, наверное. (Чеки шли. Они, надеюсь, не пропадут с реформой и иногда бывают очень нужны...) Если бы ты мог достать Цветаеву! И книги по иглотерапии и массажу! Цветаева здесь на черном рынке стоит 120 рублей. Если бы удалось, присылай лучше с оказией».

Оставил свои записи о финансировании Западом советских диссидентов и Александр Исаевич Солженицын:

«Пока они, - пишет А. И. Солженицын, имея в виду налоговые службы СССР, - грабили только 35% денежных переводов - мы много слали официальными переводами (Алик Гинзбург для этого нашёл с десяток «получающих», не боящихся, и потом передающих другим). Другая успешная форма была: отъезжающие эмигранты оставляют Фонду в Союзе советские деньги, а на Западе Фонд им платит долларами по реальному курсу - доллар за три, потом четыре рубля.

А когда большевики ввели грабёж переводов уже в 65%, посылать деньги официально потеряло смысл. Но тут мы нашли изворотистую тайную форму. Хотя Советы объявляют дутый, официальный курс, значительно выше доллара, сами меняют иностранцам по-другому, - но наказывают подданных за всякий обмен рубля, иметь валюту может только государство. Советские же граждане, попадая на Запад, с радостью меняют советские ассигнации, сколько могут. И вот доброхотный, неоценимый наш друг, затем и член Правления Фонда В.С.Банкул, швейцарский гражданин, для начала прибегнув к помощи своего друга, русского армянина, живущего в Женеве, Сергея Нерсесовича Крикоряна, а затем сам наладив дело в Цюрихе, стал производить обмен обратный - за франки выкупал наши родные советские рубли - но исключительно отбирая трёпанные, затертые бумажки, а они среди хрустящих потекли не слишком быстро, и это одно задерживало размах нашего обмена: нельзя же посылать в СССР свеженькие, цельно-серийные (называлось это всё у нас – «операция Ы»).

(Суд над писателями Даниэлем и Синявским)


У самого Солженицына после отъезда из СССР в западных банках лежало по валютному курсу 8 млн. рублей (гонорары за его книги, изданные за границей). И тут надо отдать должное ему – он до падения советского режима регулярно выделял определённый процент от своих доходов. Даже в СССР перед отъездом на Запад Солженицын пожертвовал на борьбу с режимом 90 тысяч рублей. После, уже проживая в американском штате Вермонт, писатель выделял и бОльшие суммы (рекорд – в начале 1980-х единоразовый платёж в 270 тысяч рублей).

Как контраст – сегодня нет никаких данных, жертвуют ли кто-то из лидеров «белоленточной» оппозиции часть своих доходов на борьбу с режимом, а либерально настроенные писатели и художники – часть своих гонораров. Скорее всего нет.

Самые рьяные западные жертвователи вызывались даже лично привозить деньги советским диссидентам. Вот один из таких случаев – приезд в СССР немецкого гражданина Галкина Якова Мироновича, ранее – нацистского прислужника. Сухой по его делу:

«Галкин Яков Миронович, 1909 года рождения, уроженец села Красиловки Иванковского района Киевской области, русский, с образованием 3 класса, до 1941 года работал в Калужской области на строительстве железной дороги, затем был призван в Советскую Армию, участвовал в боях, был ранен, в 1943 году попал в плен к немцам и вступил во власовскую армию, в составе которой работал в Дании на строительстве оборонительных сооружений, после войны остался в ФРГ, где получал пенсию по инвалидности, с 1953 по 1966 гг. состоял членом «НТС, в 1965 г. вступил в «Комитет по культурным связям с соотечественниками за рубежом», проживал в г. Мюнхене, в СССР проживают его трое детей и другие родственники.

Осуждён 11 марта 1970 года Брестским областным судом по ст. 75 УК Белоруссии к 8 годам лишения свободы в ИТК общего режима с конфискацией валюты.

Галкин во время туристических поездок незаконно ввёз в СССР в июле 1966 года 3000 рублей и в октябре 1969 года 15000 рублей в советской валюте. 12 июня 1975 года он от дальнейшего отбывания наказания освобождён на основании ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1975 года «Об амнистии в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», как участник войны - старше 60 лет».

«Бабушка» оппозиции, Людмила Алексеева (ныне гражданка США), вспоминала, что для финансирования диссидентской деятельности применялись не только добровольные взносы несогласных, но и коммерческая деятельность. Она пишет об этой странице борьбы с режимом:

«В марте 1981 г. в г. Калинине произошел суд над 3 адвентистами, обвинявшимися в оборудовании подпольной типографии… В июне 1979 г. адвентистка Вера Кадук купила в Калинине дом за 18 тыс. рублей (на средства «секты», как пишет метная газета), и при помощи 25-летнего москвича Владимира Фоканова и 23-летнего жителя Днепропетровска Василия Ковальчука стала переоборудовать дом под типографию. Вот как описана в «Калининской правде» эта типография (которая хоть и не вступила в действие, видимо, была сделана по образцу действующих): «Замаскированный люк вёл с веранды дома в шахту размерами полтора на два метра и значительно выше человеческого роста. Из шахты был проделан лаз в тамбур из бетона, а уже из него вёл ход в комнату. Здесь была смонтирована система водяного отопления с двумя батареями и баком подогрева воды от электрообогревателя. К общей системе электроснабжения «бункер» подключался в обход счетчика... В доме был найден мощный электромотор. Кадук имела четыре пишущих машинки, гектограф и ротатор, большие запасы ротационной краски, писчей и копировальной бумаги, 35 упаковок ротационной пленки, другие средства для печатания. Кроме того, в трёх тайниках оказалось 16.433 рубля денег. Здесь же хранилось значительное количество нелегально изданной литературы секты адвентистов-реформистов – более 20 разных наименований».

В статье утверждается, что в обязанности В. Фоканова входило доставать стройматериалы, множительную технику, бумагу и пр. для нужд типографии, а В. Ковальчук был занят сбором денег с верующих на нужды типо графии. Этот фонд, как пишет газета, составляется из взносов верующих, каждый ежегодно отчислял для церкви десятую часть своих доходов (а Шелков якобы поднял этот взнос до пятой части доходов).

Вера Кадук получила двухлетний лагерный срок, Фоканов и Ковальчук – по 3 года лагеря».

А это описание Людмилой Алексеевой других поступлений в Фонд:

«Фонд составлялся из небольших ежемесячных взносов (от 1 до 5 рублей с человека). Деньги собирали по группам знакомых или сослуживцев и отдавали эти взносы – непосредственно или по установившейся цепочке – нескольким постепенно определившимся сборщикам. Такие сборщики были в писательской среде, в научно-исследовательских институтах, в вузах и т.д. Таким образом, собирались довольно значительные суммы, дополняемые нерегулярными, но более крупными пожертвованиями сочувствующих писателей, учёных, артистов и т.п. Были случаи передачи денег в помощь политзаключенным из наследства – не в официальном завещании, а через доверенных лиц.

Кроме помощи политзаключенным, с 1968 г. были случаи покупки домов для ссыльных на время ссылки. Позднее, с 1969 г., отдельно был создан фонд помощи детям политзаключенных. Этот фонд существовал на средства от домашних благотворительных концертов и т.п. пожертвований. Оба эти фонда – для самих политзэков и для их семей – то расширяясь, то сокращаясь, просуществовали до 1976 г., когда стал действовать основанный А. Солженицыным Русский фонд помощи политзаключенным, и средства стали поступать в основном из-за рубежа».

(Грузинские евреи во время голодовки в здании Главпочтампа СССР, 1971 г.)

Статьи по теме